Меню

Экономика Южного Урала ищет дно

01.07.2016 10:11 - автор Сергей ТАРАН
«Все очень плохо. И будет еще хуже...» - такой невеселый прогноз дают эксперты-пессимисты нашей областной экономике. Новизны в этом нет. Не первый день кризис бушует над головами. Однако оптимисты готовы принимать во внимание каждую обнадеживающую весточку. Вот, дескать, наш регион первым подключился к федеральному фонду поддержки предприятий. Есть у нас отрасли, растущие наперекор всему. Наконец, не случайно же губернатор недавно поставил задачу перед региональным правительством: Челябинская область должна войти к 2017 году в топ-20 по инвестициям. Значит, какие-то позитивные перемены не за горами? Может быть, совсем скоро экономика нащупает дно и оттолкнется от него?
Экономика Южного Урала ищет дно


Экономика теперь — самый горячий предмет споров, и за экономическими форумами разных калибров следуют круглые столы с горячими обсуждениями. Вот и в Челябинске на днях прошла встреча экспертов на ту же тему - «Экономический кризис в регионе».

Мы упали, но падать есть куда.

Глава регионального минэкономразвития Сергей Смольников о текущей социально-экономической ситуации говорит прямо: «Мы упали, но падать есть куда». Вот краткий обзор от министра по итогам 2015 года.
Область по-прежнему занимает второе место по производству скота и птицы, четвертое - по производству яиц. Мы седьмые по объему продукции в обрабатывающих производствах. Но скатились на 14-е место по вводу жилья. Там же - по объему платных услуг. Только 17-е место занимаем по объему инвестиций в основной капитал. За 2015 год наш валовой региональный продукт (ВРП) снизился на 5%. Индекс промышленного производства упал на 2%, в том числе в металлургии на 5%. Ввод жилья — на 11%, инвестиции в основной капитал - более чем на 18%.
Ослабление рубля, всплеск инфляции привели к снижению реальных доходов населения. Более чем на 17% упал розничный товарооборот.

За первые пять месяцев этого года индекс промышленного производства опять снизился на 5%, металлургии - на 7,5%. Ввод жилья за аналогичный период прошлого года рухнул на 45%. Розничная торговля сжалась на 11%, инвестиции в основной капитал опустились на 9%. Продолжает снижаться реальная заработная плата – на 2%.
- Зато продолжается рост в сельском хозяйстве, - отмечает министр, - сказываются вложения, сделанные в отрасль раньше. За первые пять месяцев 2016 года рост аграрного сектора почти на 6%.
Остальное продолжает падать: производство машин и оборудования снизилось на 13,5%, добыча полезных ископаемых – на 0,8%.

- Зато есть рост в производстве транспортных средств и оборудования - на 28%, - подчеркивает Сергей Александрович. - Выручил оборонзаказ. Выросло производство кожи и изделий из кожи на 12,5%. Химическое производство – на 4,6%. Распределение электроэнергии, газа и воды - на 3,5%. Стабильную работу показывает цинковый завод, Кыштымский медеэлектролитный, ММК, ЧТПЗ, ЧМК, Златоустовский ЭМК, ЧЭМК.

Крупных проектов не будет

Почему у нас снижается объем инвестиций? По мнению Сергея Смольникова, дело в том, что сегодня на крупных промышленных предприятиях масштабные инвестпроекты уже запущены и близятся к завершению, в основном в сфере энергетики (новый энергоблок на Троицкой ГРЭС, строительство двух энергоблоков у «Фортума», реконструкция сероулавливающей установки на ММК).
- У нас еще в прошлом году возникло понимание, что основной упор всех наших институтов поддержки будем делать на развитие малого и среднего бизнеса в сфере промышленности, - добавляет министр.
Координатор всероссийского движения «Суть времени» Александр Забачев отреагировал:
- Значит, инвестиций в промышленность ожидать не стоит. Импортозамещение не состоится. Это провал экономической политики!

- Крупные предприятия мы будем тоже поддерживать, - отвечает министр. - В этом году появился такой инструмент, как специнвестконтракт. Но таких крупных проектов, как «Высота 239», у нас не будет.
Глава минэконмразвития отметил, что недавно произошли важные изменения в местном законодательстве. Если раньше предприятиям предоставляли льготы на прибыль на конкурсной основе, то теперь каждому, кто реализует инвестиционный проект, достаточно заявить о своих вложениях. И тогда можно получить снижение ставки по имуществу практически в два раза, до 1,1%, и по налогу на прибыль в размере нашей региональной ставки – с 18 до 13,5%.

Специнвестконтракт – это некое соглашение предприятия с федеральными и региональными органами власти, если оно реализует инвестпроект от 750 миллионов рублей. Отсутствие долгоиграющих правил игры пугает всех. А специнвестконтракт их устанавливает на 10 лет, фиксируются льготы и преференции. На местном уровне проектные вложения могут быть от 350 миллионов рублей.

Фонд развития промышленности – самый действенный сегодня инструмент. Он дает кредит онлайн без отказа предприятиям под 5% годовых. Мечта - чтобы он стал системным и долгоиграющим. В этом году на капитализацию этого фонда выделили еще 20 миллиардов рублей. Челябинская область - первый регион, где создали свой региональный фонд развития промышленности. Но чтобы не дублировать работу с федеральным фондом, взят сегмент малых и средних предприятий. У нас финансируют проекты стоимостью от двух миллионов и до 50.
- Мы будем работать оператором федерального фонда, будем руководить отбором проектов, - говорит министр, - которые будут финансироваться в том числе и на федеральном уровне. Федеральный фонд готов к нашим 30% добавлять 70% своих.

На острие полемики

- Крупные промпредприятия – ручной труд сводится к минимуму. Они сокращают рабочие места. Сегодня мы рассчитываем затащить инвесторов с высокой долей локализации, - говорит министр.
- Вы подтверждаете, что сказал Кудрин: «Нужно встраиваться в международные цепочки на вторых, третьих ролях», - спрашивает Забачев.
- На самом деле крупные проекты рассматриваются в Челябинске: Фонд развития малых городов. Но нет проектов, нет людей.
- Но такого нигде не было, чтобы в кризисные времена экономику вытаскивали частные инвестпроекты. Опыт США, Китая - там государство инвестировало в инфраструктурные проекты.
- Деньги у государства ограничены приходом долларов. Это заложено. И идей у государства нет.
– Фонд развития моногородов – сильный инструмент. У нас на территории области 16 моногородов. Из них до этого поддерживались только шесть, которые входили в группу самых критичных по своему состоянию (Бакал, Карабаш, Аша). Есть проекты создания индустриальных парков или агропарков. Так сейчас в Аше или в Усть-Катаве (сюда заходит «Чурилово»). Будет профинансирована вся инженерная инфраструктура. Мы придерживаемся стратегии мягкой диверсификации. С одной стороны, поддерживаем базовые отрасли. С другой — средний и мелкий бизнес.

Диагноз поставлен. Где рецепт?

Кандидат экономических наук, строитель Андрей Яцун:
- Строят не люди, строят деньги. Наша экономика страдает от отсутствия рынка денег. Во всем мире рынок этот работает, там ставки доходят до отрицательных, чтобы деньги вкладывались в промышленность, в работу. Но в России с 90-х, когда к власти пришли экономисты имени Лени Голубкова, все деньги оказались сложены в банках и никуда не идут. Пока существует такая система, у нас не будет развития. Говорят нам: «Денег нет» - и при этом вывозят из страны триллионы долларов. Необходимо менять денежно-финансовую политику. Вся эта система держится на внутренней жадности, что, по сути, предательство интересов народа. Мы видим порочную практику: взять дешевые бюджетные деньги и положить в банк, получить дивиденды и вывести за границу. Еще проще крупным предприятиям взять кредит на Западе, положить в отечественные банки и опять вывести навар за границу. Многие перекредитованы настолько, что не покрыть всей их собственностью. Кто у нас будет развиваться без доступных денег?

Профессор, доктор политических наук Сергей Зырянов:
- Проблемы российской экономики возникли не вчера и копились почти 25 лет. Болезнь имеет длительный срок. Вылечить сразу не получится. Быстро большое количество инструментов, способов не найти. Развитие экономики, с моей точки зрения, пока будет носить противоречивый характер из-за взаимодействия двух тенденций: будет продолжаться рецессия в экономике, а заметного роста два-три года не будет. Появится рост ВРП в пределах одного процента. Но это не обеспечит даже преодоления кризиса. В свое время, когда были деньги и возможности, те, кто принимает политические решения, не выбрали путь стратегического развития России. Вторая тенденция – появление точек роста. Задача власти – как можно быстрее увеличивать количество точек роста. За счет чего? Нужно уменьшить удельный вес в экономике спекулятивного сегмента, который играет на курсе рубля. У населения скопилось порядка 30 триллионов рублей. Эти деньги в развитие экономики не шли раньше и не идут сейчас. Но ведь с этим нужно что-то делать? Деформации в экономической системе нашего общества привели к тому, что уменьшилась доля экономически активного населения. И в том числе людей, готовых заниматься бизнесом, потому что их все время «били по голове» разными способами. А нам нужно раскрепощение населения, нужно привить охоту к экономической деятельности. А это малый и средний бизнес. В то же время растут проверки, растет коррупционная нагрузка. Надо исключить дальнейшее ухудшения положения населения. Заработная плата, покупательная способность, безработица (по разным данным, около 130 тысяч безработных в регионе и около 250 тысяч заняты в режиме укороченной рабочей недели) – первостатейные темы. И это все на фоне подскочившей инфляции почти до 13% в 2015 году.

Болезнь - монополистический, олигархический капитализм у нас сложился с криминальным оттенком. Это препятствует развитию конкуренции, развитию экономики. Государство вынуждено поддерживать эти структуры. Именно они являются заказчиками политики государства. Еще 10 лет назад срок получения разрешения на строительство – 450 дней. Сейчас это 280 дней. А там еще проблема – подключение к электричеству и другим инженерным сетям. Нужно требовать от государства другой институциональной среды для бизнеса.

Эксперт Общественной палаты Сергей Ермаков:
- Мы теряем население. Население покидает регион. Настала пора говорить о системном решении всех вопросов, которые накопились. Необходимо развивать и культуру, чтобы не было революционных всплесков, потому что люди, освобождая свои места роботам, должны чем-то заниматься. Низкое кадровое обеспечение приводит к нулю инвестиционную привлекательность региона. Там, где удалось провести инвестпрограммы, – это модернизация уже существующих производств. Деньги есть – реализовывать некому. Идей много, но их кто осуществит? Пришло время вкладывать в человеческий капитал.

Представитель челябинского отделения «ОПОРА России» Денис Константинов:
- У нас сегодня дискуссия - кто в лес, кто по дрова. Но это и интересно. Как преодолеть кризис в экономике… если у вас нет стратегии, то и результат будет сумбурный. Нужно понять место Челябинской области в структуре экономики страны и в международном пространстве. Словом, проанализировать и все разложить по полочкам. Надо вложиться в приоритетные направления и стать лучшими. Есть же примеры в других регионах.