Меню

Почему банки стали жестче налоговиков?

13.12.2016 16:20 - автор Оксана ВЕЛИКАЯ
В «Вечерке» мы уже рассказывали о новой проблеме обслуживания счетов предпринимателей в банках, возникшей с новыми полномочиями кредитно-денежных организаций в рамках 115-го федерального закона. 29 ноября челябинское бизнес-объединение «Деловая Россия» провело круглый стол, где собрались все стороны: представители межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу, отделения по Челябинской области Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации, Законодательного собрания Челябинской области, коммерческих банков, аудиторских и бухгалтерских компаний, челябинского бизнес-объединения «Деловая Россия» и предприниматели. Следует отметить, что встреча продолжалась более двух часов.
Почему банки стали жестче налоговиков?
Фото предоставлено пресс-секретарем ЧРО ООО «Деловая Россия».

– Первое время, когда появилась правоприменительная практика закона, под его действие и санкции попадали в основном компании, которые на самом деле этого достойны. Но сегодня мы видим, что компании, занимавшиеся легализацией или чем-то связанным с обналичиванием средств, адаптировались. У них есть штат юристов и бухгалтеров, которые готовят необходимые документы, соответствующие запросам банка. А честные предприниматели, реально занимающиеся бизнесом и даже не подозревающие, что на основании 115-ФЗ банк может заблокировать их счета, стали все чаще сталкиваться с этой проблемой. Я думаю, все понимают, что это чревато задержкой платежей, выплат зарплат, уплаты налогов, исполнения госконтрактов и прочими неприятностями, – начал разговор модератор круглого стола, руководитель комитета челябинского отделения «Деловой России» по аудиту и налогообложению Юрий Симанков.

Одним из ярких примеров противостояния бизнеса и банка в рамках «антиотмывочного» закона поделилась директор юридического агентства Анна Зиганова. Ее клиент – строительная компания – вынужден был обратиться в суд после того, как банк заблокировал счет, а затем списал комиссию в размере 5,5 миллиона рублей.

– Оказывается, в тарифном справочнике банка, на что предприниматель поначалу не обратил внимания, была установлена повышенная комиссия в размере 15 процентов от оборота. По платежным поручениям, по которым банк принимает решение об отказе в проведении операции, взимается повышенная комиссия за так называемую услугу банка по проведению необычной подозрительной сделки. В итоге мы обратились в суд с заявлением о необоснованном обогащении, полагая, что как таковой услуги банком не оказано и что банк не имеет такой функции. Это не контрольный и не ревизионный орган. Максимум, что они могут, – не провести операцию, но не взимать какую-то комиссию, – рассказывает Анна Зиганова.

Суд удовлетворил иск строительной компании, в том числе и в апелляционной инстанции. Но пока они судились (с мая по ноябрь), строительный сезон уже прошел без необходимых для работы «живых» денег, зависших в банке.
– Мы пытаемся исследовать и анализировать текущие процессы с точки зрения прозрачности рынка и видим, что не все всегда проходит гладко и предсказуемо. Но закон правильный, эффективный, нужный. Зачастую его просто неверно интерпретируют. Ни в коем случае нет намерения «кошмарить» бизнес. Президент в первую очередь ориентирует госорганы на то, чтобы создавать нормальные условия работы бизнес-сообщества. Тем не менее оценить степень добросовестности каждого отдельно взятого клиента невозможно. Нельзя издать федеральный закон под порядочных, прозрачных клиентов, под менее прозрачных и непрозрачных совсем. Точно так же, как невозможно создать отдельные правила дорожного движения для автомобилей премиум-класса, грузовиков и маленьких автомобилей. Для всех правила одинаковые, в данном случае – однородное финансовое пространство для всех. Крик души бизнес-сообщества своевременен, понятен и актуален для нас. Мы знаем об этих трендах в масштабах страны, мы над этим думаем и работаем. Мы все должны слышать друг друга. Перегибов быть не должно, но и «недогибов» – тоже. Я уверен, что этот круглый стол получит дальнейшее развитие. Хотелось бы, чтобы таким образом мы инициировали нормотворческие процессы и изменения в будущем, – говорит заместитель руководителя межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Уральскому федеральному округу Андрей Румянцев. 

32.jpg

Правила игры никому не известны

Сопредседатель челябинского отделения «Деловой России» Николай Малетин со своей стороны отметил, что бизнес готов соблюдать все правила, которые нужны, но необходимо их озвучить.

– Мы согласны с необходимостью закона, но на сегодняшний день получается, что чаще всего страдают только те, кто ведет свой бизнес открыто и легально, чем те, на кого изначально был рассчитан закон. Мы работали, открывали счета, вели свои финансовые операции, но, начиная с 2016 года, все стало по-другому. А мы не знаем, что поменялось, какие требования появились к бизнесу. Банки молчат. Скажите, что сегодня нам нужна более прозрачная финансовая система, поэтому правила будут вот такие. А получается, что нам, предпринимателям, никто об этом не говорит, мы находимся в неведении и ждем, заблокируют сегодня счет или нет, – говорит Николай Малетин.

39.jpg

Кроме того, как заметил делоросс, существует рейтинг инвестиционного климата, который формируется на основе опросов предпринимателей. И предприниматели всегда отмечают наличие административного давления, и в том числе Центробанк и коммерческие банки воспринимаются как давление на бизнес. Результат – снижение уровня бизнес-климата в регионе.

– Все это и правильно, и ошибочно одновременно, – отвечает Андрей Румянцев. – Правильно потому, что должно вызывать нормальную реакцию бизнеса, который сталкивается с реальными проблемами, а ошибочно потому, что считается, что нужно объяснить правила игры на предстоящий год и все наладится. Их не объяснить. Жизнь и нормотворчество вечные процессы. Нормативные акты находятся в состоянии постоянного совершенствования, адаптации к новым экономическим, политическим и иным реалиям. Поэтому заранее правила игры никому не известны, даже нам. У банков эти индикаторы примерные. Мы не даем закрытый перечень, а наоборот, открыты для творчества, потому что теневая экономика тоже не стоит на месте. Еще один очень важный момент заключается в том, что парадигма публичной оферты трансформировалась. Банк больше не обязан обслуживать бизнес-сообщество в ущерб своим интересам. Они стали свободны в выборе клиентов. Поэтому сейчас банку нужно понравиться, и это его бизнес-право.

Знать всех клиентов в лицо

Ежедневная работа с банками породила ряд вопросов со стороны предпринимательского сообщества и к уровню компетенций банковских менеджеров, и к отсутствию у кредитно-финансовых организаций желания вступать в диалог с предпринимателями для разъяснения обстоятельств их бизнеса.

– Получить некачественную услугу можно где угодно, поэтому банк нужно выбирать тщательнее. Это нормальная рыночная ситуация. Что касается самого закона, то стоит сказать спасибо, что он есть, потому что я помню коллегу, который рассказывал, что ему приходится заниматься легализацией доходов в большом количестве, что в таких условиях работать крайне тяжело, и спрашивал, можно ли это как-то остановить. С помощью обсуждаемого закона это остановили. Что касается критериев, то с точки зрения банков, я соглашусь, что невозможно создать универсальные критерии, – комментирует независимый финансовый консультант Андрей Стихин.

Представители Центробанка, также приглашенные к диалогу, отметили, что раньше мы приходили в банк с платежкой и общались со специалистами лично, но с приходом новых технологий мы перестали взаимодействовать лично, а порой и вовсе не желаем раскрывать о себе информацию. И именно в этом проблема.
– Банки должны знать своего клиента, и требования в этом постоянно к ним повышаются. Поэтому они обязаны изучить бизнес каждого и понимать, чем он занимается. Не думаю, что если клиент добропорядочный, то банк захочет от него избавиться. У него другая задача: привлечь как можно больше клиентов на обслуживание.
Действующая редакция 115-ФЗ направлена прежде всего на превентивные меры реагирования, предупреждения и недопущения проникновения преступных доходов как в финансовый сектор, так и в экономику страны в целом. Необходимость изменения назрела давно. В период с 2010 по 2012 годы только через фирмы-однодневки с явным нарушением налогового и валютного законодательств из России было выведено как минимум 760 миллиардов рублей. Еще как минимум 21 миллиард рублей был обналичен с явным нарушением налогового законодательства. Поэтому новые правила направлены на пресечение этих операций, а кредитные организации – ключевые субъекты в исполнении закона.

А представитель законодательного органа власти, руководитель управления по экономической политике и предпринимательству Светлана Савина встала на сторону предпринимателей.

– Предприниматели обязаны вести свою деятельность через банковские счета, у них нет другого выбора, они находятся в более жестких рамках, поэтому говорить о том, что бизнес должен бороться за расположение банка, некорректно. Мы на уровне законодательных органов власти принимаем законы, чтобы помочь бизнесу развиваться: вводим налоговые каникулы, выводим самозанятых граждан из тени. Многие из них открывают счета впервые. Поэтому, может быть, стоит разработать какие-то четкие рекомендации и по открытию счета, и по проведению операций. Может быть, стоит разделить критерии, являющиеся основанием для отказа в открытии счета и для отказа в проведении операций. Никто не говорит, что 115-ФЗ не нужен. Он очень важен для страны, но нужно соблюдать паритет и предоставлять возможность добросовестному бизнесу работать. Может быть, стоит финмониторингу вести статистику по отказам банков работать с предпринимателями, по приостановлению операций. Чтобы в итоге посмотреть, существует ли действительно системная проблема сотрудничества банков с предпринимателями, чтобы потом можно было смело говорить, что требуется дополнительное регулятивное вмешательство, – предлагает представитель законодателей.

По итогам заседания круглого стола была составлена резолюция с рекомендациями для всех участников встречи по урегулированию ситуации. А по впечатлениям предпринимателей, прийти к консенсусу с представителями Центробанка и банков не удалось. Тем не менее бизнес-сообщество не намерено отступать от поиска пути решения проблемы.