Меню

Станислав Мошаров: Екатеринбург и Челябинск, наверное, обречены быть счастливыми вместе

21.07.2017 12:43 - автор Надежда МЕДВЕДКИНА.
Какие из городов любят «помериться носами»? Конечно, Екатеринбург и Челябинск, извечные конкуренты! И приходится признать (спрятав подальше гордость челябинца и местный патриотизм) – Екатеринбург в этой борьбе выигрывает. Хоть в культурной, хоть в бизнес-среде нашего города постоянно звучит, что «вот в Екатеринбурге – совсем другое дело». Впрочем, это не останавливает желающих показать северному соседу... ну хотя бы кукиш.
Станислав Мошаров: Екатеринбург и Челябинск, наверное, обречены быть счастливыми вместе


Между тем в высших сферах говорят о том, что со временем конкуренция закончится раз и навсегда: вечные спорщики просто-напросто станут... одним целым. Вопрос обсудили недавно на заседании экспертных клубов, которое прошло... правильно, опять в Екатеринбурге. Однако в обсуждении на равных участвовали обе стороны, да и курс явно был взят на примирение. Теперь пора продолжить разговор на местной почве: «Вечерка» постарается разобраться, насколько реальна идея агломерации «Екатеринбург – Челябинск» и к чему приведет такое объединение.

Спокойно, дружище, спокойно...

Если эксперты и политики обсуждают объединение городов, значит ли это, что в следующем году мы проснемся в каком-нибудь Челябурге вместо Челябинска? Конечно, нет. Как напоминает нам политолог Александр Мельников, агломерация – процесс очень растянутый во времени, многослойный и многофакторный. Реальных изменений следует ожидать отнюдь не завтра.

– Сейчас эта тема не отрегулирована даже на федеральном уровне, – подчеркнул заместитель руководителя аппарата губернатора и правительства Челябинской области Дмитрий Федечкин. – Пока каждый движется в своем направлении. Хотя, конечно, мы понимаем, какое движение идет в Свердловской области, а коллеги видят, какие процессы имеют место у нас. В ежемесячном режиме идет обсуждение наших перспектив.

Тем не менее соответствующая работа уже запущена, и ведется она на уровне первых лиц регионов. В Челябинской области эту тему курирует вице-губернатор Руслан Гаттаров. Очевидно, к идее стоит относиться серьезно: да, изменения произойдут не завтра, но они будут и коснутся не только двух мегаполисов, а регионов в целом.

Время в пути – один час

На первый взгляд объединение кажется не слишком реальным. Даже Челябинская агломерация, которая срастит областной центр с ближайшими муниципалитетами, пока только проект, который требует большой работы. Что же говорить о городах, между которыми более 200 километров?

Именно поэтому обсуждение агломерации оказалось тесно связано с проектом высокоскоростной магистрали Екатеринбург – Челябинск. ВСМ должна быть запущена к 2024 году. По замечанию сайта «Челябинск Сегодня», вице-губернатор Свердловской области Александр Высокинский на заседании экспертных клубов говорил о ее строительстве как о свершившемся факте.

Если по ВСМ побегут поезда, добраться из Челябинска в Екатеринбург можно будет за час и 10 минут. Цена билета, по прогнозам, составит около 600 рублей. Это, конечно, не поездка на трамвае, но сумма соизмерима с затратами на бензин или ценой автобусного билета до Екатеринбурга. Автобус, который, кстати, тратит на дорогу добрых пять часов. А ведь ни цена, ни время не останавливают наших бизнесменов, политиков, общественников, которые хотят лично посетить мероприятия или встретиться с людьми в соседнем регионе. Что же будет, если время на поездку сократится впятеро?

– Если дорога от центра до центра будет занимать один час, по всем параметрам это будет один город, – прокомментировал Руслан Гаттаров. – Это комфортное пространство для жизни: вы садитесь в поезд в Челябинске, пока прочли газету, выпили кофе – уже оказались в Екатеринбурге.

Логистика, подчеркивают все эксперты, – один из ключевых элементов агломерации. Необходимо, чтобы люди и товары могли быстро перемещаться в пределах «Челябурга». Высокоскоростная железнодорожная магистраль обеспечит эту логистику, а значит, для агломерации появятся все условия.

Зачем молодцу жениться?

+++eburg_4.jpg

Первый вопрос, который возникает в связи с идеей агломерации (после того, как все удивленно приподнятые брови вернулись на место и рты закрылись): а оно нам надо? Зачем городам объединяться и к чему приведет такой союз?

– Трудно представить, чтобы в небольшом населенном пункте был первоклассный театр. Также там не может быть лучшего в стране роддома, кинотеатра, торгового комплекса. Не может быть априори, потому что экономика так не работает. В городе-миллионнике все это будет, но хуже, чем в четырехмиллионнике, – терпеливо объясняет Руслан Гаттаров. – В чем идея? Давайте создадим почти четырехмилионный город из агломерации Челябинск – Екатеринбург!

– В этом объединении есть плюсы и для Челябинска, и для Екатеринбурга, – отмечает со своей стороны глава городской думы Челябинска Станислав Мошаров. – У нас гораздо дешевле аренда помещений. Если передвижение между городами будет занимать час, то, наверное, многим представителям бизнеса будет интересно арендовать площади здесь, в Челябинске.

Дальнейшая цепочка понятна: больше предпринимателей – значит, больше налогов, больше денег в бюджете на нужды социальной сферы, образования, культуры, в конце концов... К тому же агломерация сама по себе должна обеспечить прирост доходов.

– Агломерация – это увеличение экономики. Поскольку города будут связаны, они смогут открыть новые возможности во всех сферах: мы автоматически получим доступ к ресурсам не только Челябинска, но и Екатеринбурга, – прокомментировал Анатолий Лобко, глава Агентства инвестиционного развития Челябинской области. – Еще раз подчеркну, что это хороший шанс для малого и среднего бизнеса.

Проще говоря, чем больше рынок, тем больше у инвестора или предпринимателя шансов в короткие сроки «отбить» свои вложения. А значит, все флаги скорее будут в гости к четырехмиллионной агломерации, чем к городу-миллионнику. Есть и другие интересные возможности.

– Еще один перспективный объект – аэропорт. Если у нас будет базовый перевозчик, то Баландино сможет стать «воротами» и для Екатеринбурга, – отметил спикер гордумы. – Конечно, на сегодняшний день Кольцово – аэропорт более качественный и более удобный. Но Баландино может сделать ставку на цену билетов: если поездка из Екатеринбурга вкупе с перелетом окажется дешевле, чем прямой вылет из Кольцово, то наш аэропорт возьмет на себя эконом-сегмент обоих городов. Если учесть бешеный трафик Кольцово и пробки на пути к нему, такой сценарий кажется вполне реальным.

Кроме того, свердловский аэропорт сильно «зажат» по площади – рядом с ним нельзя разместить грузовые склады. Грузоперевозки мог бы взять на себя Челябинск. В Баландино лучше и погодные условия: даже сейчас самолеты нередко садятся у нас, потому что Екатеринбург утонул в тумане.

Но во что все эти изменения выльются для нас, простых челябинцев?

– Если проект агломерации увенчается успехом, качество жизни в обоих регионах существенно повысится и если не встанет в один ряд с показателями крупных городов: Москвы, Санкт-Петербурга – то во всяком случае приблизится к ним и с точки зрения размера доходов, и с точки зрения комфорта жизни, – подчеркивает Дмитрий Федечкин.

Так что же – виват, объединение?

А не страшно?

Конечно, агломерация предлагает в высшей мере вкусные перспективы. Но едва ли процесс может обойтись без ловушек и опасностей. Не страшно ли объединяться с вечным конкурентом, тем более что он куда как зубаст и, кажется, своими амбициями вполне может задавить «союзника»? Что думают об этом наши спикеры?

– Любой агломерационный процесс – это не давление одного партнера на другого, не грубое поглощение, а прежде всего выравнивание. Только так можно добиться синергии, такого сложения наших возможностей, при которых два плюс два будет равно пяти, – отмечает Дмитрий Федечкин. – Сейчас специалисты изучают все нюансы, но пока нам кажется, что Челябинск получит даже больший экономический эффект от объединения, чем Екатеринбург.

Более того, подчеркивает Анатолий Лобко, городам и регионам придется отказаться от соперничества, если они хотят выйти на максимальный результат:

– Конечно, мы можем бороться как конкуренты, пытаясь перетянуть одеяло на себя. Но в результате такой борьбы даже победитель получит меньше, чем каждый из нас может получить от сотрудничества. Речь о процессе гораздо большего масштаба, чем наши областные тенденции.

Ясно, что стать из конкурентов счастливыми союзниками нельзя по щелчку пальцев. Поэтому на первом месте в списке задач – синхронизация стратегий развития двух регионов. Для этого каждой области придется выбрать те направления, в которых она намерена развиваться, и те, которые «отдаст товарищу». Скажем, у нас набирает обороты сельское хозяйство – есть возможности и работать на экспорт. Почему бы не накормить своими овощами свердловчан? Если оба соседа усилят специализацию производства и расставят приоритеты так, чтобы дополнять друг друга, то и правда станут друзьями не разлей вода: как тут разольешь, если каждому без «второй половинки» придется туго?

Куда мы денемся с подводной лодки?

Можно долго приводить аргументы в пользу агломерации Челябинск – Екатеринбург. Можно объяснять, почему города и регионы не начнут играть в перетягивание каната. И эти соображения убедят далеко не всех. Но в конечном счете становится похоже, что выбора у нас уже не осталось. И дело не в решениях, принятых на высшем уровне, – здесь работают еще более серьезные силы.

– На сегодняшний день агломерация – это процесс объективный и неизбежный. Два миллионника, Екатеринбург и Челябинск, тянутся друг к другу своими окраинами, своими дорогами, – объясняет политолог Александр Мельников. – Поскольку процесс все равно идет, руководству стоит именно сейчас задуматься о том, чтобы сделать его управляемым.

Как легко догадаться, запуск высокоскоростной магистрали станет значимой частью этого процесса и заметно его ускорит. Когда добраться от площади Революции до Площади 1905 года можно будет меньше, чем за два часа, города де-факто объединятся, независимо от желания жителей и действий политиков. Отказаться от строительства магистрали нельзя: эта дорога должна стать частью проекта «Москва – Пекин», а выключиться из него – значит обречь себя на прозябание вдали от транспортной артерии. К тому же города продолжат срастаться даже без ВСМ – просто будут делать это не так быстро и эффективно. Значит, вопрос только в том, удастся ли «оседлать» процесс слияния, или он пойдет стихийно, сметая на своем пути все и вся.

– Основные вопросы – когда мы войдем в агломерацию, как и на каких условиях, – подчеркивает политолог Андрей Лавров. – У каждого города свое лицо и свой менталитет. Жители Екатеринбурга мыслят совсем иначе, чем жители Челябинска. Мы будем уживаться – выбора нет. Вопрос в том, как: мирно или через кровь.

Чтобы сделать процесс «притирки» максимально безболезненным, убежден политолог, необходимо прежде всего обеспечить соблюдение экономических интересов обеих сторон.

– Построение агломерации на взаимовыгодных условиях возможно только при развитых системе самоуправления и представительной системе. Для их полноценной работы у города должны быть свои деньги, полученные от налогообложения, а не «спущенные» из бюджета более высокого уровня, – говорит Андрей Лавров. – В этом случае Челябинск и Екатеринбург смогут ужиться. Мы будем грызться, спорить за каждую копеечку, но это совершенно нормально. В противном случае Челябинск в агломерации превратится в производственный городок. Деньги будут в Екатеринбурге, красивые клумбы и архитектурные объекты – в Екатеринбурге. А это ничем хорошим не кончится, в том числе и для Екатеринбурга: рано или поздно разразится бунт.

Какой вывод можно сделать? По-видимому, Екатеринбург и Челябинск обречены на «счастливый брак». Конечно, это не та тема, которая повлияет на нас завтра. Но когда мировые тенденции подведут вечных соперников к алтарю, будет поздно искать компромиссы и точки пересечения. Так что подготовку лучше начинать заранее. Например, сегодня. Обнадеживает то, что она действительно началась.

Фото Вячеслава НИКУЛИНА