Меню

Андрей Барышев о пенсионной реформе: «Нельзя размахивать топором в темной комнате!»

03.08.2018 19:01 - автор Сергей Таран
До последнего времени о предлагаемой правительством пенсионной реформе (радикальном повышении пенсионного возраста) почему-то политики предпочитали ничего не говорить. Даже президент взял существенную паузу. И когда обнаружилось, что волна возмущения расколола общество, депутаты Госдумы все-таки проголосовали за пенсионный проект — но в первом чтении.
- Что происходит? - спрашивают миллионы людей в стране, чьи жизненные интересы явно будут задеты, если буквально приступить к реализации реформы. Пока внятных ответов нет. Но вот нашелся депутат Госдумы Андрей Барышев, который пришел к нам в «Большую редакцию», чтобы поговорить напрямую с пользователями соцсетей и журналистами челябинских СМИ.
Андрей Барышев о пенсионной реформе: «Нельзя размахивать топором в темной комнате!»


Решения пока нет

 Депутата сразу взяли в оборот журналисты:

- Андрей Викторович, прошло первое голосование по пенсионной реформе. А в обществе крайне недовольны, что с людьми не разговаривают, не объясняют, какие последствия будут для экономики страны, для простых людей.

 - Сразу хочу сказать, что решение пока не принято. Сейчас это самое главное. В первом чтении фракция ЕР решила поддержать правительство, поскольку проблема пенсий существует на самом деле. Есть серьезный разрыв в бюджете. И нам объяснили, что правительство не успеет сверстать бюджет на будущий год, если не будем предпринимать какие-то действия. Теперь о сути самой реформы. Я с ней не согласен. На мой взгляд, должно быть глубокое обсуждение с общественностью. А то, что сегодня предлагают, породило жаркие дебаты у нас во фракции. Большинство моих коллег вносит сейчас поправки в пенсионный закон.

 Первое чтение — для того, чтобы мы все вместе обсудили ситуацию. Да, мы столкнулись с неприятной проблемой. Как нам объясняет правительство в лице минтруда, мы не сможем сегодня обеспечить достойным содержанием всех граждан, которые выходят в ближайшие годы на пенсию. Поэтому предлагают увеличить пенсионный возраст.
Но я считаю, существуют альтернативные пути решения этой проблемы. И теперь до 24 сентября принимаются все поправки, чтобы ко второму чтению внести коррективы.

Три поправки от нашего депутата

- Кто так смело решил поступить с деньгами людей? Это не бюджетные деньги. Люди в течение всей своей жизни перечисляли из зарплаты. Доверили государству, надеялись на «правила игры». Тем более, что в стране ситуация сложная. Вы их обрекаете на сложное существование, оставив без пенсий и без работы?

 - Я с вами согласен. Все верно. Я уже внес три поправки ко второму чтению. Первое предложение: мы регулярно компенсируем НДС экспортерам сырья (газ и нефть), которые за год получают один триллион 800 миллиардов рублей. Правительство говорит, что пенсионная реформа будет давать в год 600 миллиардов. Если мы не будем производить возврат НДС сырьевым компаниям, то сможем два года эту реформу не вводить.

 Второе: Центробанк говорит, что у нас сегодня инфляция составляет 4 - 4,5% . Вот в этих пределах следует давать долгосрочные кредиты лет на семь для промышленности и сельского хозяйства. Например, чтобы поднимать молочное животноводство, нужен долгосрочный кредит под нормальные проценты. Это повысит монетизацию (обеспеченность валового продукта денежными средствами). Сегодня у нас она составляет 46,1%, а по некоторым данным и того меньше. И в целом по стране идет стагнация, особенно в реальном секторе! Тормозятся взаиморасчеты, производитель поставлен в искусственно сложную ситуацию. По проценту монетизации мы можем соперничать только с Новой Гвинеей.

 Некоторые возражают, что эти меры приведут к повышению инфляции. Ничего подобного. Для сравнения: в Южной Корее монетизация составляет 177%, в мире в среднем этот показатель держится на уровне 125%. До 200% доходит в Китае. Многие экономисты (Глазьев) предлагали напечатать денег и дать людям. Да, возможно банковский сектор пострадает. Людям станет легче выплачивать кредиты, ипотеки. Но разве это плохо? Деньги пойдут на развитие производства.

 Третье предложение: сбалансировать тарифы. Электроэнергию мы продаем в Китай в объеме полтора миллиарда киловатт-часов по цене 1 рубль 20 копеек. А для своего сельского хозяйства — по 5,9 рубля. Понимаю, что сетевики могут возразить, что могут ставить свои условия и цена электроэнергии не везде одинаковая - транспортные расходы и прочее. Но ведь не в разы! Посмотрите, дайте господдержку, постройте дополнительные сети, чтобы в первую очередь обеспечить внутренний рынок. То же самое по газу. Вот эти три составляющие позволяют не поднимать пенсионный возраст в ближайшие годы. Я против этого.

1 (2).JPG

Лечить болезнь примочками не выйдет
- Андрей Викторович, но все равно же придется повышать пенсионный возраст?

- Конечно, можно приводить примеры: Молдова, Казахстан, Азербайджан. В бывших советских республиках выход на пенсию женщин и мужчин в 57-62 года. Но Россия – это богатые ресурсы, мощный потенциал. Мы могли бы сегодня перехватиться, как я уже говорил, остановив выплаты по НДС, направив дешевые деньги в реальный сектор, пересмотрев тарифы. Вспомните реформатора Петра Столыпина. Его позиция: дайте людям спокойно работать, без потрясений. Все само расцветет. Есть расчеты, говорящие о том, что сбор налогов можно будет увеличить до 25%, когда будет с чего собирать.

 Есть аргументы и социального характера против повышения пенсионного возраста. Вот говорят, что мы будем 600 миллиардов экономить. Но это очень призрачная экономия.
Минтруда обещает, что будет выделять по пять миллиардов ежегодно и обучать по 80 тысяч пенсионеров в год, чтобы они освоили новые профессии. Но ведь люди в таком возрасте труднообучаемы. Многие просто больны и часто будут сидеть на больничном. А предложение обязать принимать пожилых людей на работу и за их увольнение ввести чуть ли не уголовную ответственность вообще ввергло депутатов в ступор. Госдума отклонила это предложение. Очевидно, что нужно поднимать экономику, создавать рабочие места, привлекать инвестиции.

А про майский указ не забыли?

- Андрей Викторович, это все-таки пенсионная реформа или пенсионный дефолт?

 - В предложениях правительства я не увидел никакой переклички с майским указом президента, в котором есть два важнейших постулата: сбережение людей, нации и выход в пятерку самых крупных экономик мира. Но, судя по всему, мы будем откатываться еще дальше от намеченных целей.
Разрыв в бюджете есть. И депутатами было предложено «страусиную политику» не вести. Да, сегодня есть проблема. Определили срок обсуждения предложений правительства в 60 дней. Я остаюсь на стороне своих избирателей. Мои коллеги тоже вносят поправки, приходят из регионов предложения.

Надо всем вместе искать здравое решение

 В проекте реформы увеличили женщинам срок выхода на пенсию на восемь лет! В 55 женщина планирует сидеть с внуками. У нее дети молодые, должны работать, делать карьеру. Но ее отправляют на работу еще на восемь лет. Что произойдет? Повторюсь, в возрасте часто люди болеют. И ей придется чаще быть на больничном. И работа будет страдать. Молодежь тоже будет брать больничный по уходу за больным ребенком (в детских садиках дети болеют). Вот вам обратный эффект — потери будут колоссальными.

 Сначала нам необходимо подтянуть экономику. У нас два сектора, которые пухнут от денег — банковский и сырьевой. Мы все понимаем, что 60% бюджета зависит от экспорта сырья. А президент говорит о производстве продукции самой глубокой переработки.

 Я критикую и предлагаю. Мои предложения достаточно кардинальные, но и реформа пенсий предлагается кардинальная. Да, подсядет немножко банковский сектор. Но политика Центробанка мне представляется некой финансовой пирамидой, когда под 16-17% предлагают кредиты. И каждый год из экономики изымаются триллионы рублей. Зачем создавать лишнюю нагрузку, когда бизнес чахнет. Ему не нужны льготы, но требуются равные условия — работать и конкурировать. Мы могли бы сегодня пенсии немного повысить и три-четыре года спокойно работать. Но чтобы заработала экономика, нужны реальные инструменты. То, что реформа не понравилась президенту, внушает определенные надежды. Если повысится экономический уровень в стране, увеличится продолжительность жизни, тогда можно говорить о повышении пенсионного возраста. В развитых странах и в 70 лет наступает пенсионный возраст. Но сегодня у наших людей забирать такую «опцию» неправильно. Если они не могут работать, то у них есть хотя бы гарантированная пенсия.

1 (10).jpg

Спросили и про кнопку

В соцсетях послушать Андрея Барышева собралась большая аудитория. Вопросы модератор сепарировал на ходу, поскольку ругали яростно, но и признавали смелость и мужество за депутатом. Отвечал он обстоятельно на все вопросы. А спрашивали и про Поклонскую, и про Железняка, и про личную пенсию, и про «Аэрофлот» с офшорными налогами, и про прогрессивный налог на олигархов.

Спросили и про кнопку:
- Как у вас рука поднялась нажимать на кнопку для голосования? - Возмутился зритель голосованием в первом чтении. - Но то, что вы пришли отвечать перед людьми — респект.

- В Госдуме проголосовали только потому, чтобы обозначить проблему, - говорит Андрей Викторович.

- Но каким образом решать проблему, мы пока не договорились. Надеюсь, что ко второму чтению закон будет совершенно другим. Если ничего не изменится, я голосовать за проект не буду. Из того, что предлагается, мы не видим экономического эффекта. Есть некий плюс в том, что в общество взбудоражено пенсионной реформой. Я надеюсь, что новое правительство повернется лицом внутрь страны, чтобы проводить реальную экономическую реформу. Нужно менять правила игры по-крупному. Тогда алгоритмы изменятся и заработает промышленность.

 - Пенсия сегодня — небольшая доплата работающему пенсионеру. О каком увеличении пенсионного возраста идет речь, когда все пенсионеры и так вынуждены работать?
- Действительно, пенсии мизерные. Я бы сказал, унизительные. Какая экономика, такие и пенсии. Мы понимаем, что нужно развивать реальный сектор, производительность труда повышать и рабочие места создавать. И пенсию сегодня обязательно нужно повышать. Приподнять и проесть — неправильно. Нужны комплексные меры. Результат придет только года через четыре.

- Осенью ожидаются социальные протесты, если вариант реформы не поменяется. Отвлекающие маневры прошли. Есть ли представление об этом у законотворцев?

- Полагаю, что в сентябре будет смягчение проекта. А волнения людей справедливы, ведь толком-то ничего не было объяснено. Новая версия должна учесть все поправки. Нам не нужны великие потрясения. Это как топором размахивать в темной комнате. От повышения пенсионного возраста мы можем получить замедленный, но ужасный эффект.

Фото Людмилы Потаповой