Меню

Дорогу — финансам, финансы — дорогам

05.02.2009 17:47 21 (11154)


Кто не ругал наши дороги? Застряв в автомобильной пробке, вспоминаешь недобрым словом эту вечную беду. Однако поводов для критики у горожан год от года становится меньше. Это подмечают не только водители, но и «безлошадные» граждане.

Исчезли с привычных мест ямы и ухабы. Расширились запруженные транспортом перекрёстки, на проезжей части и тротуарах стало чище. Автомобильные потоки устремились по новым магистралям и путепроводам.

Конечно, проблема дорожных пробок себя не исчерпала. Её ещё решать и решать. Сохранятся ли ударные темпы дорожных строек и ремонтов в нынешнем году, когда все вокруг только и говорят о кризисе?

Проекты и дела

Челябинские дороги знавали всякие времена. В 90-х годах дорожное строительство было в упадке. А уровень автомобилизации, напротив, подскочил выше самых смелых экспертных прогнозов.

Ещё недавно по нашим магистралям ездить было просто рискованно. Маневрируя между ямами и незакрытыми колодцами, можно было запросто угодить в аварию.

Планов по улучшению ситуации на дорогах было много, а вот денег на их осуществление — минимум. Но с 2005 года дорожной проблеме стало уделяться повышенное внимание.

И если четыре года назад отрасль получила около полутора миллиардов рублей (для сравнения: в 2002 году было профинансировано 374,8 миллиона рублей), то в 2008 году вливания составили почти 3,8 миллиарда.

Построенные и отремонтированные за это время объекты просто невозможно перечислить — так их много. Но перед дорожниками, увы, замаячил возврат к прежним скромным цифрам бюджетных поступлений.
 
На чьей улице праздник

Как сообщили в управлении дорожного хозяйства города, в этом году расходы городского бюджета на дорожную отрасль составят более 700 миллионов рублей.

Эти средства пойдут на строительство новых городских магистралей и путепроводов, реконструкцию и содержание существующих объектов, благоустройство дорог и улиц, а также освещение, озеленение, ремонт ливневой канализации.

— Мы запланировали много объектов, — рассказывает начальник управления Александр ШАБАЛИН. — Понятно, что на дворе кризис. Но мы не намерены снижать темпы дорожных работ.

Однако кризис всё же вмешался в планы дорожников. В январе вышло постановление главы города, которое определило первоочередные объекты строительства.

Среди них продолжение улицы Братьев Кашириных, Университетской набережной, улицы Молодогвардейцев, реконструкция улицы Худякова и Копейского шоссе.

Планируется наконец-то завершить вторую очередь улицы Курчатова и приступить к реконструкции Привокзальной площади. Но хватит ли на всё средств, пока неясно.

На строительство и капитальный ремонт дорожной сети город запланировал 80 миллионов рублей. 575 миллионов будет направлено на благоустройство дорог и улиц.

Сюда входят и освещение, и содержание, и озеленение. Кроме того, в рамках городских программ в этом году будет реконструировано освещение в посёлках Каштак, Локомотивный, Маяковского и Урицкого.
 
Золотого дождя не будет

700 миллионов рублей, очевидно, не предел затратам. Сегодня челябинские дорожники защищают проекты в столичных министерствах и ведомствах, чтобы привлечь федеральные средства на строительство наиболее важных объектов.

В 2008 году сдан путепровод по улице Черкасской, заложены две многоуровневые развязки на улицах Братьев Кашириных и Рождественского.

Эти объекты строились в основном за счёт федеральных денег: один миллиард рублей — из федерального бюджета, 150 миллионов — из городского, 300 миллионов — из областного.

— Сегодня мы ждём решения правительства РФ, — комментирует заместитель директора МУП «Челябметротрансстрой» Дмитрий МАСАЛОВ.

— Возможно, из федерального бюджета на строительство развязок в Челябинске в 2009 году будет дополнительно выделено 436 миллионов рублей при условии софинансирования области и города в размере 333 миллионов рублей.

Планируется, что львиная доля этих средств — более 600 миллионов — пойдёт на строительство путепровода, соединяющего «Меридиан» и Копейское шоссе на въезде в Ленинский район.

Закончить и сдать его во временную эксплуатацию планируется уже в конце 2009 года. Генеральный подрядчик «Мостоотряд-16» имеет опыт досрочного завершения таких масштабных объектов.

Развязка на Черкасской была построена за год и десять месяцев при нормативе в три года. Въезд в Ленинский район — не менее важный транспортный узел. Здешние пробки хорошо знакомы многим автомобилистам.

Кроме того, открытие первой очереди этой развязки позволит начать реконструкцию порядком изношенного путепровода Челябинск-Главный в районе железнодорожного вокзала.

— Ситуация с финансированием не радужная и не критическая, — отмечает Дмитрий Масалов. — Мы дорабатываем по нашим объектам разрешительную документацию.

Дорожники отмечают, что в прошлые годы средства из федерального бюджета поступали не раньше сентября. А городские и областные деньги, как правило, выделяются в течение года за счёт дополнительных доходов.

Вряд ли этот порядок изменится теперь. Поэтому отсутствие федерального и областного финансирования на начало года не повод для паники и сворачивания проектов.

Как поле перейти

Несмотря на все трудности, челябинские дорожники летом заложат камень в фундамент ещё одной важной стройки — на Алом поле. Подземный пешеходный переход на перекрёстке проспектов Ленина и Свердловского планируется построить быстрее чем за год.

Конечно, временные неудобства автомобилистам это строительство создаст. Но одновременно движение будет перекрываться лишь на четверти перекрёстка. Сейчас проект проходит экспертизу.

Стоимость пешеходного перехода 180 — 200 миллионов рублей. Деньги уже предусмотрены в федеральном бюджете по статье «Безопасность дорожного движения».

Ещё один пешеходный переход — на пересечении Свердловского тракта и улицы Черкасской — будет сдан дорожными строителями буквально на днях.

Кроме этих объектов в планах пешеходные переходы на перекрёстках Кирова — Труда, Кирова — Братьев Кашириных. Но это пока не подкреплённые финансами перспективы.

Чисто, ровно, удобно

Не менее важная часть работы дорожников — содержание и ремонт магистралей и путепроводов. На эти цели планируется потратить более 300 миллионов рублей. Муниципальный конкурс выявил новые фирмы, занимающиеся обустройством дорог.

А действующие подрядчики обновляют технику. Перемены уже ощущаются. Даже внезапный снегопад не застал дорожников врасплох. Снегоуборочные машины на городских улицах трудятся без перебоев.

Сегодня содержанием челябинских дорог занимаются ДРСУ, фирма «Автодорожник» в Металлургическом районе, ООО «Вираж-Авто» в Тракторозаводском и Калининском районах.

СМЭУ ГАИ отвечает за эксплуатацию технических средств регулирования и аварийно-восстановительные работы. В ведении ООО «ЛЭРУ» содержание мостов, путепроводов, ливневой канализации.

А за внутридворовые проезды отвечают жилищные службы и районные администрации. В прошлом году на ремонт дорог внутри жилых кварталов было потрачено более 110 миллионов рублей.

Однако горожане пока не почувствовали результата в полной мере. Ведь ямами и рытвинами во дворах никто не занимался десятки лет. Так что здесь работы непочатый край.

Дарья ЛУКАШЕВСКАЯ
Фото Вячеслава НИКУЛИНА