Меню

Краш-тест для ребёнка

03.02.2009 14:01 19 (11152)


Самым аварийным днём для детей является… пятница. К такому выводу пришли сотрудники ГИБДД РФ, проанализировав статистику за прошлый год. Следующий пик опасности приходится на среду, затем идут понедельник, четверг и вторник.

В выходные число дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими детьми снижается. В то же время именно в воскресенье гибнут больше всего малышей. Увы, зачастую родители сами устраивают своему чаду настоящий краш-тест. Как помочь детям выжить в мире высоких скоростей и бездумных лихачей?

Гибельная неосторожность

Каждый день мы слышим сообщения о дорожных авариях. Они стали настолько привычными, что выбить из колеи могут только жуткие подробности или личное знакомство с жертвами ДТП. В

идя смятую груду железа, кровь на снегу и малышей на носилках, мы вздрагиваем и… какое-то время соблюдаем правила дорожного движения.

За прошедший год в Челябинске зарегистрировано 236 дорожно-транспортных происшествий с участием детей. В них четыре ребёнка погибли и 245 получили ранения.

В сравнении с 2007 годом число погибших детей снизилось. Но проблема детского дорожно-транспортного травматизма остаётся острой.

— Дети попадают в ДТП по двум причинам: из-за собственной неосторожности и по вине водителей. В силу возраста им свойственно поведение, которое может привести к трагедии на дороге, — говорит начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Челябинска Андрей КАЗАНЦЕВ.

— Не заметил приближающийся автомобиль, неправильно оценил скорость, с которой движется машина, и расстояние до края проезжей части, не среагировал на смену сигнала светофора, поторопился и начал переходить дорогу на красный свет. Поэтому главная задача взрослых — обучить детей безопасности на дороге.

Инспектора ГИБДД проводят специальные занятия в школах и детских садах. В рамках федерально-целевой программы повышения безопасности дорожного движения на 2006 — 2012 годы детям раздаются светоотражающие элементы — фликеры.

Ежегодно устраиваются соревнования «Безопасное колесо», различные профилактические акции. В столице Южного Урала действуют 113 отрядов юных инспекторов движения.

Есть первые результаты: в 2008 году количество ДТП по причине неосторожности детей сократилось на 3,2 процента. Кстати, сейчас в Челябинске проходит очередная операция «Кресло — ремень безопасности».

— Самый опасный возраст с точки зрения попадания в дорожную аварию — младшие школьники. Они уже самостоятельны, хорошо двигаются, но пока «без тормозов», — считает заместитель главного врача по хирургии челябинской областной детской клинической больницы Иван АБУШКИН.

— А ведь дорожный травматизм всегда сопровождается очень тяжёлыми повреждениями. Две трети пострадавших в ДТП погибают, не доезжая до больницы. Однажды на глазах наших врачей (они ехали мимо) произошло серьёзное ДТП.

Бригада, в составе которой были нейрохирург, реаниматолог и анестезиолог, сразу же оказала помощь. Счёт шёл на минуты — довезти пострадавших уже не успели бы.

Спасли людей только благодаря тому, что рядом оказались профессионалы. Поэтому общий рецепт повышения выживаемости пострадавших в ДТП — приближать специальную медицинскую помощь к месту аварии.

Вина водителя

…Перелом левой ключицы, ушиб правого плеча, правой голени и грудной клетки — с такими травмами четвероклассник Женя попал в больницу. Недавно он был сбит маршруткой напротив дома № 84 по улице Новороссийской.

Самое обидное, что школьник переходил проезжую часть в зоне регулируемого пешеходного перехода на разрешающий сигнал светофора. Так что здесь ответственность за ДТП целиком на совести водителя.

Не случайно шофёр с места происшествия скрылся. Правда, вскоре его задержали. Как выяснилось, горе-водитель привлекался к административной ответственности за нарушение правил 39 (!) раз.

Шофёра, совершившего наезд на ребёнка, осуждают все. А выразить «фи» родителям, везущим малышей, к примеру, без автокресел, никому и в голову не приходит. Хотя их вина ничуть не меньше.

В прошлом году сотрудники ГИБДД Челябинска привлекли к ответственности 7889 водителей, перевозивших детей с нарушением правил. Выходит, почти восемь тысяч маленьких пассажиров подвергались реальной опасности.

Ярким примером служит авария, случившаяся 3 января на Тополиной аллее. Водитель «девятки» не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «ГАЗелью».

Пострадали дети, ехавшие на заднем сиденье вазовской легковушки. Никаких специальных удерживающих устройств не было, ремнями безопасности их не пристегнули. В итоге мальчишки пяти и восьми лет получили ушибленные раны головы, многочисленные порезы и ссадины.

Кресла и ремни

В январе 2009 года в Челябинске произошло 16 ДТП с участием детей, в которых 20 получили ранения. Кстати, всего две аварии произошли по неосторожности детей, в остальных вина водителей.

Из 11 детей-пассажиров, получивших травмы, шестеро не были пристёгнуты. Получается, что в половине случаев можно было избежать травм или хотя бы минимизировать их.

Ведь все штатные средства пассивной безопасности в автомобиле рассчитаны только на защиту взрослых пассажиров, детям требуются специальные удерживающие устройства — автокресла и бустеры. С 1 января 2007 года их использование в России стало обязательным.

— Часто приходится видеть, что малыш едет в машине, удобно устроившись на руках у родителей. А ведь именно перевозка ребёнка на руках считается самой опасной, — поясняет Андрей Казанцев.

— Почему? Дело в том, что при резком торможении (ударе) со скоростью 50 км/ч вес ребёнка возрастает в 30 раз. Допустим, его вес 10 кг.

В момент столкновения он возрастает до 300 кг, и удержать малыша от резкого удара о переднее сиденье или о ветровое стекло практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребёнка на руках, рискует раздавить его своим телом.

Самая безопасная зона в машине — заднее сиденье за водителем. Поэтому ставить детское кресло лучше туда. При перевозке совсем маленького ребёнка (до полутора лет, весом до 13 кг) его кресло должно стоять спиной к ходу движения.

Но помните: на автомобилях, оборудованных подушками безопасности, установка автокресел на переднее пассажирское кресло разрешается только по ходу движения. Можно пристегнуть ребёнка и штатным ремнём.

Но учтите: его диагональная часть, проходящая у взрослого через плечо, неизбежно попадёт в область шеи или головы малыша, что при резком торможении приведёт к серьёзным травмам.

Поэтому штатные ремни безопасности надо адаптировать к физическим параметрам ребёнка. Например, положить на сиденье специальную подушку (бустер). Она обеспечит нужную высоту для правильного использования штатного ремня.

Нежелательно использовать подручный материал, например одеяло, свернув его в несколько раз. В этом случае увеличивается так называемый коэффициент соскальзывания. При аварии ремень просто не удержит ребёнка.

Кстати

Самые безопасные авто

Американский институт дорожной безопасности (IIHS) составил рейтинг самых безопасных автомобилей 2009 модельного года. В него вошли машины с лучшей защитой пассажиров при фронтальном, боковом и заднем ударах.

Наиболее безопасными из седанов стали Acura RL (у нас известна как Honda Legend), Audi A6, Cadillac CTS, Ford Taurus, Audi A3, Audi A4, Ford Fusion, Honda Civic, Mitsubishi Lancer, Subaru Impreza, Toyota Corolla.

Среди внедорожников первенствовал Audi Q7. Из кроссоверов отличились BMW X3, BMW X5, Honda Pilot, Hyundai Santa Fe, Infiniti EX35, Nissan Murano, Subaru Tribeca, Ford Escape, Honda CR-V, Mitsubishi Outlander, Subaru Forester, Toyota RAV4 и Volkswagen Tiguan.

Алла СКРИПОВА
Фото Валерия БУШУХИНА