Меню

Промышленники отчитались перед полпредом

28.01.2009 17:24 15 (11148)


На очередном антикризисном совещании, которое прошло в субботу, промышленники УрФО отчитались перед полпредом Николаем Винниченко о своих долгах, кредитах и надеждах. Теперь и мы знаем, кто, кому и сколько должен, кого затронул промышленный шовинизм и почему металлурги стоят насмерть.

Во всём виноват «Газпром»?

— ММК переживает не самые лучшие времена, — взял слово председатель совета директоров ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» Виктор РАШНИКОВ.

— Мировой экономический кризис привёл к резкому сокращению платёжеспособности комбината, уменьшились объёмы производства (а себестоимость выросла на 20 процентов), на шесть процентов снизились налоговые платежи.

Странно, что среди основных дебиторов комбината есть российские компании, прямым или косвенным образом связанные с государством. Сегодня крупные компании должны нам более шести миллиардов, а «Газпром» ещё большую сумму.

Автопроизводители должны предприятию более трёх с половиной миллиардов, строители — миллиард. Увеличение дебиторской задолженности привело к появлению задолженности кредиторской.

Мы в свою очередь должны угольщикам — около двух миллиардов рублей. Хотя вопрос этот, на наш взгляд, легко решить: «Газпром» берёт кредит, отдаёт долг трубникам, трубники — нам, а мы свои долги возвращаем.

Сейчас мы взяли в кредит 15 миллиардов по ставке 15,5 процента. Я не знаю, какую нужно иметь рентабельность, чтобы такой кредит гасить. При этом кредит в зарубежном банке, который мы брали раньше, был со ставкой всего два процента.

На вопрос Николая Винниченко, получило ли предприятие госдотации, Виктор Рашников какое-то время не мог ответить ничего определённого. В конце концов признался, что ничего не получил. И добавил, что ситуация такая, что пришлось закладывать имущество и акции.

Нефтяники жалуются

«Сургутнефтегаз», по оценкам специалистов, чуть ли не единственная крупная компания России, которая не особенно пострадала от кризиса.

Тем не менее на совещании генеральный директор «Сургутнефтегаза» Владимир БОГДАНОВ сообщил, что антикризисные меры проводятся не теми темпами, которые нужны.

И для убедительности потряс перед лицами коллег и чиновников толстенной подборкой листов формата А4. «Я тут немного подготовился. И могу внести свои предложения», — скромно сообщил он.

Ещё один представитель нефтяного бизнеса пожаловался на плохую жизнь. «У нефтяников высочайшая налоговая нагрузка, — сокрушённо начал свою речь вице-президент ОАО «ЛУКойл» Сергей КУКУРА.

— Наша доля в ВВП составляет в среднем 28 процентов, а налоги платим 45 процентов! К тому же нефтяников всегда кредитовали банки, сейчас получить средства сложно. Поэтому и объёмы бурения сократились на 40 процентов».

Металлурги стоят насмерть

— Прошлый год мы отработали с ростом 114 процентов и приблизились к лучшим мировым компаниям, заработали один процент прибыли, — взял слово генеральный директор компании «Уралвагонзавод» Николай МАЛЫХ.

— У нас есть долгосрочный контракт, но не факт, что мы сможем его выполнить. Ведь что такое танк? Его нужно изготавливать один год — ровно столько занимает технологический цикл.

Для танка я должен купить броню у Виктора Филипповича (Рашникова. — Авт.). А я не покупаю, потому что нет ресурсов. Проблемы есть и с вагонами. Правительство поставило перед нами задачу сделать вагон по цене 2005 года.

Вот Виктор Филиппович говорил про какую-то рентабельность, а я об этом и мечтать не могу. Если я сделаю вагон по такой цене, а Виктор Филиппович не выйдет на уровень цен 2005 года, то с каждого вагона я получу примерно 300 тысяч убытка.

Хотя решение принято на правительственном уровне и работы уже ведутся, металлурги стоят наcмерть. На подъездных путях скопилось 1500 готовых вагонов. А отдать их я не могу.

Цена 2005 года должна быть для всех — тогда и вопрос будет решён. Что касается должников… Мне должны Российские железные дороги и Первая грузовая компания. Я должен Виктору Филипповичу.

Это надо решать на уровне правительства. Не решён вопрос и с кредитной политикой. Почему в западных банках не происходит никаких изменений по ставкам? В прошлом году я взял в чешском банке кредит на один миллиард евро.

Сегодня там ставка осталась такой же, как и пять лет назад. Виктору Филипповичу ещё повезло со ставкой 15,5 процента. А некоторым дают под 40 процентов. (Журналисты аж присвистнули от удивления. — Авт.)

Какой же будет цена танка, чтобы покрыть это? Моя составляющая в объёме Виктора Филипповича — пять процентов, буду работать я — будет работать и он.

Механизмы надо быстрее запускать. Сталин в своё время уже на следующий день всё решил! — торжественно закончил свою речь Николай Малых.

Промышленники пригнули головы. Даже полпред слегка растерялся и после паузы сказал: «Хорошо, спасибо».

Стабильная ситуация

После такой речи на странности в докладах других выступающих никто уже и внимания не обращал. Хотя странности были.
— Сейчас ситуация на предприятии стабильная, — радостно сообщил президент группы «Магнезит» Сергей КОРОСТЕЛЁВ. — Правда, нам пришлось сократить 300 человек…

Тут уж действительно задумаешься о стабильности, если градообразующее предприятие, расположенное в городе Сатке с численностью 50 тысяч человек, высвобождает сразу столько сотрудников.

— Повторюсь, что ситуация на предприятии стабилизировалась, — продолжил Сергей Коростелёв. — Мы сократили заработную плату на 20 процентов.

Вот уж действительно — всё хорошо…

Промышленный шовинизм

Подуставший Николай Винниченко передал слово генеральному директору автомобильного завода «Урал» Виктор Корману и, не удержавшись, спросил: «Будем «Уралы» производить?»

Однозначного ответа не последовало — автопроизводитель сразу коснулся проблем.

— На заводе работает антикризисная комиссия, внимание которой направлено на сохранение коллектива, выдачу зарплат и уплату налогов. Четыре месяца кризиса удалось выдержать, — рассказал Виктор КОРМАН.

— Государством было выделено 12,5 миллиарда рублей на закуп автомобильной техники. Но у меня есть аргументы в пользу того, что все деньги госзаказа переведут на поддержку только одного предприятия — «КамАЗа».

 Хотелось бы, чтобы у государства был справедливый прозрачный подход. (Виктор Корман выдержал многозначительную паузу. — Авт.).

Я вообще за то, чтобы помогать местным предприятиям и закупать для своих областей технику, которую производят на территории округа. Вот президент Татарстана принял такое решение.

— Я лично буду лоббировать в правительстве госзаказ для завода «Урал», — пообещал полпред. — А Татарстан не прав! Это какой-то промышленный шовинизм.

Александра ГОЛОВИНА