Меню

Рождённые в кризисе

09.01.2009 16:16 2 (11135)


А так ли плох кризис? Оглянитесь вокруг и увидите, что даже в непростой экономической ситуации можно работать и зарабатывать деньги. Мы оглянулись и договорились с владельцами двух фирм об интервью. И несмотря на разницу в инвестициях, у двух бизнесов много общего: учредители молодые, дело творческое, заказывать материалы приходится в других странах. Наконец открылись фирмы всего месяц назад — в активной фазе кризиса.

500 кг стекла

— Ёлку-то будем ставить?
— Нет.
— Почему?
— Все деньги в дело!

Этот диалог хоть и в шутливой форме, но отражает общий настрой владельцев студии «Лазерография». Студия открылась в начале декабря в самом центре города.

Занимает всего 10 квадратных метров, но платить за аренду приходится по-взрослому. Да и оборудование закуплено дорогостоящее.

Сумму, в которую обошёлся проект, по признанию учредителей, страшно озвучить — около двух миллионов рублей. Отчасти собственные накопления, отчасти кредит, который успели взять ещё летом.

Услуга для города необычная — можно заказать объёмное изображение в стекле: своё, своей кошки или логотип фирмы. Пока «Лазерография» — монополисты на рынке.

Ближайшие конкуренты находятся лишь в соседнем Екатеринбурге, да и те не могут делать объёмных портретов. Идея появилась практически из воздуха, благодаря которому в стекле появляется объёмная картинка.

— На майские праздники мы были в Санкт-Петербурге, — рассказывает один из учредителей Павел Чернов, — и решили сделать брелок с изображением Люды (второй учредитель. — Прим. авт.). Увидели, насколько это быстро, посмотрели, сколько это стоит, и уже вечером всё посчитали и подумали: «А чем чёрт не шутит?»

Молодые предприниматели нашли деньги и заказали за рубежом станок для лазерной гравировки внутри стекла. С помощью лазера в стекле появляются маленькие пузырьки, и если их прожечь много и в правильной последовательности, то получится изображение.

А для объёмных портретов закупили трёхмерный сканер. Правда, через пару недель он сломался. Хорошо, что его можно поменять по гарантии. Но одна-две недели будут потеряны...

— Сложнее всего было выбрать подходящее помещение. Дело в том, что площадь нужна небольшая, а проходимость высокая. Сейчас приходится платить серьёзную аренду плюс кредит отдавать.

В первую неделю работы мало кто заходил — мы даже расстроились. Но потом новинка привлекла внимание телевизионщиков, они сняли сюжет, и дело пошло, — рассказывает Людмила Наумова.

На вопрос, не страшно ли было открываться в кризис, Павел удивлённо пожимает плечами: «Оборудование-то уже никому не продать было. Его же ещё летом заказали. Да и зачем отступать без боя?»

— У нас немного другой клиент, чем в Питере. Там увидели и сразу сделали, как мы например. А здесь сначала приходят, смотрят, прицениваются. Потом снова приходят — уже при параде и фотографируются.

Причём наши заказчики — любители больших форм, а мы в этом плане ошиблись и заказали много маленьких брелоков. Вот хотим новую партию заказывать, но она идти будет целых два месяца, — объясняет Людмила.

— Кстати, материалы храним практически в квартире. Коридор почти полностью забит коробками со стеклом! Мне пришлось самому разгружать 500 кг стекла.

Сначала загрузил товар в свою машину и ехал со скоростью 10 км/ч по городу — лишь бы довезти. А потом всё это богатство с помощью лифта поднял на восьмой этаж, — вспоминает Павел Чернов. — На работу ушло четыре часа.

Вообще-то в России ещё в 60-е годы XX века заметили, что от мощного лазера в линзах остаются маленькие точки. Первые надписи делали вручную.

Потом появились мощные по тем временам агрегаты, которые позволяли делать до 10 точек в секунду. Сейчас скорость достигает двух-трёх тысяч точек в секунду.

— Хотим научиться восстанавливать трёхмерность по обычной фотографии, ищем дизайнера. Многих интересует эта услуга как подарок, но если приходить и фотографироваться нужно на месте, то никакого сюрприза не получается.

Хотя в Интернете уже есть фирмы, которые предлагают по фотографии делать трёхмерную модель, мы хотим освоить эту технологию сами, — объясняет Павел.

Проект интересный хотя бы потому, что ребята первыми это сделали. С другой стороны, дерзок: ведь до окончания кризиса далеко, аренда высокая, а срок окупаемости оборудования исчисляется даже не месяцами. Чтобы восполнить все затраты, потребуются несколько лет.

В стиле СССР

Скрапбукинг пришёл в Россию сравнительно недавно — года два назад. Хотя, конечно, фотоальбомы украшали даже в СССР — приклеивали фотографии, которые через месяцы корёжились от некачественного клея, и подрисовывали всякие украшения в виде цветочков — для летней поры или ёлки и снежинок — для Нового года.

Это сейчас подобное оформление приобрело официальный термин и стало интересным бизнес-направлением. Всего месяц назад в Челябинске открылся первый интернет-магазин, где представлены товары для скрапбукинга.

Причина, которая побудила организатора проекта Екатерину Лоскутову открыть необычный бизнес, тоже необычна — сохранение личного бюджета.

— Когда я ждала ребёнка, стала задумываться о том, как оформить его первый фотоальбом. Мне хотелось сделать его в стиле СССР, как раньше делали альбомы наши мамы и папы.

Зашла в Интернет и нашла кучу сайтов, посвящённых скрапбукингу, в том числе и интернет-магазины. Сделала первый заказ, потом второй… У меня появилась какая-то страсть к материалам, хотелось покупать всё больше и больше.

Поняла, что трачу очень много средств на хобби. Решение пришло неожиданно, так и появилась идея открыть свой интернет-магазин, — рассказывает Екатерина Лоскутова. — Теперь у меня много материалов и моя страсть утихла. Личный бюджет сохранён.

28 ноября официально открылся сайт www.scrapmania.ru. По признанию Екатерины, начинать было очень страшно. Предварительно был сделан пробный заказ товара — небольшая партия.

Однако девушка не зря училась на рекламиста. Она сообщила о новом сайте целевой аудитории на мастер-классах по скрапбукингу, и спрос сразу появился.

Хотя ещё не так много людей знают об этом интересном направлении, даже этим немногим сложно достать необходимые для увлечения материалы.

— Мне много помогает муж Андрей. На нём вся система учёта 1С, он ищет иллюстрации для сайта, помогает оформлять заказы. Материалы заказываем в Москве и за границей.

Мы нашли немало интересных американских сайтов, поэтому отчасти наш товар уникальный. Вот совсем недавно поступил первый заказ по России.

Проект стоил 120 тысяч рублей. В эту сумму вошли разработка сайта, заказ товара. Средняя стоимость заказа составляет 300 — 500 рублей. За месяц работы окупилась шестая часть инвестиций.

После окончания кризиса Екатерина с мужем планирует открыть обычный магазин товаров для скрапбукинга, куда можно было бы прийти, просмотреть весь ассортимент «вживую» и всё потрогать. Пока для них «живой» магазин нерентабельный.

— Проблем остаётся немало, — говорит Екатерина Лоскутова. — Например, у нас мало действительно качественных фотографий, поэтому мы медленно выкладываем товар. К тому же на сайте представлен далеко не весь ассортимент. Так что мы ждём посылки из Америки.

Александра ГОЛОВИНА
Фото Александры ГОЛОВИНОЙ