Меню

Злостный нарушитель заплатит больше

25.12.2008 17:49 247 (11129)


В новом году автомобилистов ждут сюрпризы не только от таможни и ГИБДД, но и от страховых компаний. Виной тому многострадальная автогражданка. Она вошла в нашу жизнь более пяти лет назад. Всё это время страховщики говорят об убыточности ОСАГО. Наконец к их аргументам прислушались в Минфине и Совете Федерации. Обе структуры уже сообщили о подготовке законопроектов, связанных с автогражданкой. Когда и насколько подорожает «обязательный» полис?

Новый коэффициент

Законодательство о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) необходимо совершенствовать. К такому мнению пришли российские сенаторы.

Особенно рьяно члены Совета Федерации взялись за нарушителей правил дорожного движения. Они одобрили предложение ГИБДД повысить стоимость ОСАГО для злостных нарушителей и внесли его в план подготовки законопроектов.

Фактически речь идёт о введении ещё одного коэффициента, который повлияет на стоимость полиса. Сейчас, как известно, она зависит от мощности двигателя, территориального фактора, возраста водителя и его аварийности. В будущем цена страховки будет определяться с учётом… коэффициента злостного нарушителя.

— С одной стороны, мы, безусловно, приветствовали бы это нововведение. Повышение стоимости страховки может заставить водителей быть более внимательными на дороге, соблюдать скоростной режим и не нарушать правила дорожного движения. А это в свою очередь повлияет на снижение аварийности на дорогах, — размышляет в беседе с корреспондентом «Вечёрки» заместитель директора по розничным продажам челябинского филиала компании «Росгосстрах» Сергей БЛИНОВ.

— Но, c другой стороны, введение такого коэффициента может быть оправдано только в том случае, если контроль за дорожным движением и соблюдением ПДД будет осуществляться с помощью видеокамер, как это делается во многих западных странах.

Как именно зафиксируют нарушение, пока неизвестно. Водители постарше помнят, что в советские времена «прокалывали» права (третья «дырка» — прощаешься с удостоверением).

Но дырокол вряд ли возродят — не очень удобный и современный механизм. Учитывая общий курс на компьютеризацию ГИБДД, более реальные шансы на возвращение имеет балльная система (начисление баллов за каждое серьёзное нарушение).

— Совместная работа со злостными нарушителями ПДД в рамках ОСАГО улучшит не только показатели аварийности на дорогах, но и безопасность дорожного движения.

А одним из основных принципов обязательного страхования является экономическая заинтересованность владельцев транспортных средств в повышении безопасности дорожного движения, — говорит директор управления корпоративных продаж страховой компании «Северная казна» Николай ИГОШИН.

— Такое новшество будет полезным. Но для этого необходимо существенно изменить уровень взаимодействия страховщиков и ГИБДД.

В любом случае новый коэффициент к тарифной ставке вводится только путём принятия поправки в закон об ОСАГО. А этого пока не произошло.

Причины подорожания

Совет Федерации предложил правительству с 1 марта 2009 года повысить базовый тариф ОСАГО на 30 процентов. Минфин уже спешно просчитывает новые суммы.

Регламент по изменениям будет направлен в Минюст на согласование в конце января, сообщает «Газета.ru». А уже в феврале документы передадут в правительство России на утверждение. К чему такая спешка?

— Повышение тарифов и изменение региональных коэффициентов по ОСАГО являются насущной необходимостью. Если этого в ближайшее время не произойдёт, эффективно работать дальше рынок ОСАГО не сможет, — считает Сергей Блинов.

— Стоимость полиса ОСАГО — единственная цена в России, которая ни разу не изменялась с момента принятия закона, за последние шесть лет. Хотя за это время возросло в цене всё — от хлеба до коммунальных услуг.

Все поправки в закон об ОСАГО лишь увеличивали обязательства страховщиков. Наблюдается серьёзный дисбаланс между сборами страховых компаний и тем объёмом обязательств, который на них возложен. Дальнейшая работа становится нерентабельной.

Поданным Российского союза автостраховщиков (РСА), сейчас отозваны лицензии у 21 страховой компании (12 процентов от числа занимающихся ОСАГО), ещё в июле их было 18.

Причина — очень высокий уровень выплат и резко нарастающая убыточность. Третий год подряд на рынке ОСАГО выплаты растут быстрее, чем премии.

По итогам девяти месяцев 2008 года выплаты составили 32,96 млрд рублей, что на 18 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. А сборы выросли лишь на 13,2 процента, составив 59,54 млрд рублей.

По итогам девяти месяцев уже 23 компании находятся за пределами 77-процентного (он считается критическим) уровня выплат. Главной причиной происходящего, по мнению РСА, стала недостаточность базового тарифа и коэффициентов по ОСАГО. Причём в целом ряде регионов коэффициенты изначально были рассчитаны неверно.

Роковая дата

Но почему роковой датой везде называется первый день весны? Дело в том, что с 1 марта 2009 года вводятся упрощённая система оформления ДТП (без ГИБДД) и прямое возмещение убытков (получение денег в своей страховой компании).

Это, по откровенному признанию одного из руководителей крупной страховой фирмы, как выход в открытый космос. То есть в теории всё хорошо, а как на практике, Бог его знает.

До сих пор не утверждены процедура и нормативы взаиморасчётов между страховщиками. Многие из них искренне надеются на очередное перенесение процедуры прямого урегулирования и европротокола.

— Введение прямого урегулирования с 1 марта 2009 года увеличит и без того крайне высокую убыточность страховщиков и может привести к коллапсу рынка ОСАГО, — категоричен Сергей Блинов.

— Если в ближайшее время не будут приняты практические меры по оздоровлению ситуации и устранению наиболее опасных диспропорций, страховые компании начнут в массовом масштабе покидать рынок ОСАГО.

В то же время Николай Игошин считает, что изменение тарифов по ОСАГО должно произойти, но не путём общего поднятия базового тарифа на 30 процентов.

— Надо совершенствовать систему оценки риска — менять существующие коэффициенты, их дифференциацию, вводить новые, — предлагает он. — Правда, по поводу реальности кардинальных изменений ничего прогнозировать не могу.

Кстати, офисы многих (в том числе федеральных) компаний уже сегодня трудно найти в регионах. Часть из них под различными предлогами отказываются продавать полисы ОСАГО. А ведь водителю без полиса автогражданки далеко не уехать…

Алла СКРИПОВА