Меню

По кому ударят пошлины

23.12.2008 14:54 245 (11127)


С 11 января 2009 года в России подорожают подержанные иномарки. Правительство повышает пошлины на легковые и грузовые автомобили. Кроме того, меняется само понятие автомобильного «секонд-хенда».

В Приморье и Калининграде, неофициальных столицах подержанных автомобилей, уже прошли акции протеста. Как законодательные нововведения повлияют на российский авторынок? Насколько повысятся цены на машины? Что делать потенциальному покупателю — брать «колёса» сейчас или дождаться весны?

Ставки сделаны

Чиновники называют повышение пошлин на автомобильный секонд-хенд одной из мер, направленных на преодоление финансово-экономического кризиса.

Постановление правительства вступит в силу с 11 января 2009 года и будет действовать девять месяцев. Шкала пошлин, как и раньше, варьируется в зависимости от возраста и стоимости машин.

Для автомобилей, сошедших с конвейера менее трёх лет назад, чья стоимость не превышает 325 тысяч рублей, пошлина увеличивается на шесть процентов. «Пятилетки» подорожают в полтора-два раза.

Ещё более «древние» машины теперь вообще не имеет смысла ввозить в Россию. Пошлина на них увеличивается до 2,5 — 5,8 евро за кубик в зависимости от объёма двигателя и практически становится заградительной.

Если раньше срок отнесения легковых автомобилей к старью начинался с семи лет, то теперь самые страшные ставки касаются машин, с момента выпуска которых прошла пятилетка.

В целом средняя цена ввоза подержанной иномарки повысится минимум на 8 — 10 процентов. Причём больше всего подорожание затронет китайские и корейские автомобили. Именно они предлагали аналоги европейских и японских машин по более низким ценам.

Ещё одной антикризисной мерой можно назвать возобновление льготного режима для ввоза иностранных автокомпонентов. Речь идёт об «отвёрточной сборке» автомобилей в России.

Пошлины на такие «запчасти» резко снижены — с 5 — 20 процентов до нулевых — трёхпроцентных сборов. Это должно снизить себестоимость сборки иномарок в нашей стране и побудить мировые автоконцерны продолжать инвестировать в Россию.

Инициатива противодействия

Последние повышения пошлин на иномарки всегда вызывали акции протеста автомобилистов. На Дальнем Востоке и в Калининградской области бэушные иномарки — основа всего автопарка.

Кроме того, они дают значительное количество рабочих мест. Поэтому здесь наиболее остро воспринимают подобные шаги правительства.

Многие всерьёз надеются добиться отмены или отсрочки действия новых пошлин. Впрочем, поклонников подержанных иномарок немало и в других регионах.

— Мы, без сомнения, поддерживаем инициативу противодействия нововведениям правительства. В условиях кризиса это постановление нанесёт тяжелейший удар по экономике многих регионов и страны в целом, — заявил «Вечёрке» член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей БРУЙ.

Мы давно участвуем в таком противодействии, но не на улицах, а проводя разъяснительную работу в СМИ, с депутатами, в правительстве.

Акции протеста были намечены на воскресенье 21 декабря. В то же время представитель организации «Свобода выбора» накануне сообщил корреспонденту «ВЧ», что вряд ли какое-либо уличное мероприятие пройдёт в Челябинске. Решение об общероссийской акции официально не принято, а ведь в любом противодействии «должен быть толк».

Противники введения пошлин на подержанные иномарки взывают к букве закона. Так, в пункте 2 статьи 6 закона о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров говорится: «Специальная защитная мера может быть применена к товару в случае, если по результатам расследования установлено, что его импорт на таможенную территорию РФ осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьёзный ущерб отрасли российской экономики или создаёт угрозу его причинения».

И приводят статистику: доля рынка подержанных иномарок имеет устойчивую тенденцию к уменьшению — с 18 в 2005 году до 11,8 процента в 2008-м. Значит, секонд-хенд уже не может ощутимо воздействовать на уровень цен и на потребительский спрос?

Стоим, братцы, стоим!..

Эксперты соглашаются, что в конечном счёте повышение пошлин на подержанные иномарки выгодно официальным дилерам автозаводов. Причём как отечественным, так и импортным.

— Бесспорно, рано или поздно повышать пошлины надо. Но сомневаюсь, что выбран самый удобный момент для такого решения, — говорит исполнительный директор ассоциации «Челябинские автомобильные дилеры» Александр РУЛЕВСКИЙ.

— Я был на Дальнем Востоке и видел, сколько работников занято в этом бизнесе. Если сейчас перекрыть им кислород, то тысячи людей окажутся без средств к существованию. Кризис не самое удачное время для фундаментальных изменений в законодательстве. Он сам меняет правила игры.

Действительно, спрос на машины резко упал. Впервые за последние четыре года Ассоциация европейского бизнеса заявила о сокращении продаж. Российские заводы один за другим объявляют о временной остановке или сворачивании производства.

С 15 декабря встал конвейер «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти. На той же неделе замерла линия по сборке Renault Logan на московском «Автофрамосе». В Нижнем Новгороде срочно корректируют план выпуска разрекламированной Volga Siber (автомобиля на платформе Chrysler).

Первый шок от резкого падения спроса (скидки от 100 до 400 тысяч рублей, исчезновение очередей на популярные модели) прошёл. Теперь производители не хотят да и не могут работать «на склад».

Прогнозы

Несмотря ни на что, минувший год прошёл под знаком автомобильного бума. За девять месяцев в Челябинской области продано 80 тысяч автомобилей иностранного и отечественного производства.

— Это абсолютный рекорд, мы никогда не продавали столько машин! — говорит Александр Рулевский. — По сравнению с прошлым годом продажи выросли на 40 процентов. Этот показатель отражает ситуацию и в целом по России.

Однако в следующем году авторынок может сократиться на 30 — 40 процентов. В первую очередь это произойдёт за счёт падения спроса на дорогие иномарки.

С таким прогнозом выступил генеральный директор агентства «Автостат» Сергей ЦЕЛИКОВ. Не секрет, что добрая половина машин в автосалонах покупалась благодаря автокредитам. Теперь этот канал финансирования спроса значительно обмелел.

— Новые пошлины ударят по всем автовладельцам, независимо от того, на каких машинах они ездят, — считает член координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй.

— «АвтоВАЗ» в очередной раз поднимет цены без изменения качества и ассортимента. Дилеры иномарок тоже перепишут ценники. Стало уже традицией решать финансовые вопросы за счёт нас, автомобилистов.

Для примера сравним цены у нас и в Америке. Бензин — 20/10 рублей, цена «Тойота Камри» (у нас — местного производства, там — японского) — 35/25 тысяч долларов.

Ползучее повышение цен уже началось. Компания Ford собирается увеличить стоимость машин в среднем на пять процентов с 1 января 2009 года. Корректирует цены в  соответствии с текущим курсом доллара (повышает на пять — семь процентов) Mitsubishi.

На семь процентов повышает стоимость машин Hyundai. Прошли сообщения об увеличении отпускных цен на автомобили китайских марок Great Wall, BYD, Brilliance и FAW.

«АвтоВАЗ» планировал с января поднять цены на три — пять процентов, но в последний момент отложил это дело до начала февраля. «Если вам действительно нужен автомобиль, то покупать его нужно на фоне скидочного периода», — уверена коммерческий директор автоцентра «Сатурн» Ирина МЕЩЕРЯКОВА.

Алла СКРИПОВА