Меню

Мощному автомобилю — большой налог

16.09.2008 00:00 176 (11059)


Со следующего года машины влетят в копеечку своим хозяевам. В Челябинской области повышается транспортный налог, который обязаны платить все владельцы «железных коней». Соответствующий законопроект вскоре рассмотрят депутаты Законодательного собрания. Насколько вырастут затраты автомобилистов? Кто может рассчитывать на льготы и куда пойдут собранные средства? Все подробности — в «Вечёрке».

Сколько платить

О транспортном налоге водители вспоминают обычно перед прохождением техосмотра. Вносят обязательный платёж и опять забывают на год-два. Тем более что до сих пор суммы не поражали воображение. Особенно если речь шла об автомобилях отечественного производства.

Например, за вазовскую «копейку» нужно было выложить 355 рублей, за «десятку» — около 300 рублей, за популярные модели «Тойоты», «Мазды», «Опеля», «Фольксвагена» — от 1000 до 4000 рублей.

— В настоящее время ставки транспортного налога в нашей области самые низкие среди субъектов Уральского федерального округа, — заявил первый заместитель министра финансов Челябинской области Андрей ПШЕНИЦЫН, выступая на прошлой неделе на заседании правительства.

— Они составляют менее трети от уровня, максимально допустимого Налоговым кодексом РФ. Поступление налога в Челябинской области на душу населения в два с половиной раза ниже, чем в среднем по Уральскому федеральному округу. А сами ставки не повышались с 2004 года.

За это время, по данным статистики, доходы населения выросли в два раза, прибыль организаций — в 1,7 раза. При этом социальные обязательства областного бюджета, по словам замминистра финансов, также постоянно растут.

В 2009 — 2011 годах планируется увеличение минимального размера оплаты труда до 4330 рублей в месяц и переход на новые системы оплаты труда в бюджетной сфере, что потребует дополнительных источников финансирования. Радует одно.

Налоговые ставки по разным категориям транспортных средств повышают не одним чохом, а дифференцированно — в зависимости от мощности и категории «железных коней». Минимальная индексация — на 34 процента — коснётся основной части «железных коней» — почти 70 процентов от общего количества транспортных средств, зарегистрированных в области.

На более мощные, используемые в коммерческих целях, и элитные транспортные средства, к примеру легковые автомобили мощностью свыше 150 лошадиных сил, мотоциклы мощностью свыше 36 лошадиных сил, грузовые автомобили, яхты, катера, самолёты, снегоходы, мотосани, ставки в течение трёх лет повысят до максимального уровня, утверждённого Налоговым кодексом РФ.

Итак, каким будет транспортный налог со следующего года? Для автомобилей мощностью менее 100 лошадиных сил налоговая ставка составит 6,7 рубля (сейчас — 5) за одну лошадиную силу, для машин мощностью от 100 до 150 л. с. — 12,6 рубпя (10), свыше 150 л. с. — 22,4 рубля (15), свыше 200 л. с. — 36,1 рубля (25), свыше 250 л. с. — 56,9 рубля (35).

Для мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20 лошадиных сил предлагается ставка в 4 рубля (3), от 20 до 36 л. с. — 6,7 рубля (6), свыше 36 л. с. — 22,4 рубля (15). Так что, уважаемые читатели, можете заглянуть в техпаспорт своей машины и подсчитать предстоящие траты.

Льгота на одну машину
Как и раньше, пенсионерам и многодетным семьям, имеющим в собственности маломощные легковые автомобили, предоставляется льгота. Такие автовладельцы будут уплачивать налог по ставке 1 рубль с лошадиной силы. Но, чтобы не возникало соблазна переписать «Ленд Крузер» или «Майбах» на нищего пенсионера, вводится специальное ограничение.

Льготой можно будет воспользоваться лишь по одному транспортному средству с мощностью двигателя до 150 л. с. До сих пор для этой категории плательщиков действовала льготная ставка на одно транспортное средство независимо от его мощности.

— Да, ограничение обусловлено противодействием уходу от налогообложения по мощным и элитным транспортным средствам, — подтвердил Андрей Пшеницын.

— То же самое касается и прочих льготников — Героев Советского Союза, Героев РФ, инвалидов ВОВ, инвалидов I и II группы, лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, аварии на ПО «Маяк» и других.

Они, как и раньше, полностью освобождаются от уплаты налога. Но только в отношении одного транспортного средства мощностью до 150 л. с.

Кому выгодно

В Москве ставки транспортного налога пересматривали ещё в июне — повысили в среднем в полтора раза. Уже тогда эксперты отмечали, что столица подала пример, которому последуют другие регионы России. Субъекты Федерации в этом кровно заинтересованы.

Дело в том, что транспортный налог поступает именно в региональный бюджет. Южноуральские финансисты уже посчитали примерный доход.

Увеличение ставок транспортного налога, по расчёту областного минфина, позволит дополнительно получить в 2009 году в областной и местные бюджеты по 24,2 млн рублей, в 2010 году — по 113,4 млн рублей, в 2011 году — по 190,6 млн рублей в областной бюджет и местные бюджеты.

А начиная с 2012 года доходы областного и местных бюджетов должны увеличиться на 258,5 млн рублей в год.
Кстати, есть надежда, что хотя бы часть денег, выкладываемых челябинскими водителями, пойдёт на улучшение городских автотрасс.

До сих пор жители столицы Южного Урала финансировали в основном реконструкцию областных магистралей.
— В 2006 году в городе оставалось 40 процентов подоходного налога, а сейчас — 30.

Главы муниципалитетов не раз обращались к федеральным органам власти с просьбой оставить в городах хотя бы 50 процентов налога, — рассказал на «Деловом завтраке» в южноуральском филиале «Российской газеты» мэр Челябинска Михаил ЮРЕВИЧ.

— Ситуация мало менялась. Те же городские дороги надо ремонтировать, а транспортный налог челябинцы платят в бюджет области. В новом законопроекте, подготовленном областным минфином, платежи по транспортному налогу делятся поровну между областным и муниципальным бюджетами.

 В то же время надеяться на то, что простая индексация транспортного налога решит все проблемы с качеством и количеством автомагистралей, неcколько наивно.

Об этом свидетельствуют результаты социологического исследования «Оценка влияния автодорожной структуры на развитие бизнеса в регионах», проведённого совместно ВЦИОМ и организацией предпринимателей «Деловая Россия».

— Одна из основных проблем, препятствующих развитию автодорожной сети, — отсутствие ответственности как заказчика, так и подрядчика за дорогу, которую он строит, — высказал своё мнение в интервью «Российской бизнес-газете» член генсовета «Деловой России» Сергей ФАХРЕТДИНОВ.

 — Подрядчику выгодно строить некачественно, а затем ремонтировать. Ещё одна проблема — крайне низкий уровень конкуренции между строительными фирмами. Отсутствие конкуренции и коррупция приводят к тому, что средняя стоимость строительства одного километра дорог в России оказывается существенно выше.

Как не просчитаться

С 2006 года граждане уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого ФНС России. Хозяину автомобиля, мотоцикла, снегохода или катера присылают конверт, в который вложено сразу два документа. Это уведомление и платёжный документ, с которым нужно идти в сберкассу.

 Впрочем, некоторые автовладельцы, наученные горьким опытом, действуют по-другому. Они не ждут заветного письмеца в конверте, а сами отправляются в налоговую инспекцию.

— Знаете, надеяться на нашу почту да и на самих налоговиков себе дороже, — поясняет знакомый водитель. — То посчитают неправильно, то письмо потеряют, а потом ничего не докажешь. У меня был случай, когда долго не присылали платёжки (не могу же я всё время держать в памяти, когда и за что платил), а потом насчитали пеню почти в 500 рублей.

 И это при мизерной сумме самого транспортного налога. Теперь в начале года сам иду в налоговую инспекцию, прошу дать квитанцию и тут же её оплачиваю. Хотя что там налог… на самом деле это цветочки. Больше всего приходится тратиться на бензин.

Алла СКРИПОВА.