Меню

«Чайникам» дадут знак

08.09.2008 00:00 170 (11053)


Машины начинающих водителей планируется отмечать специальным знаком. Это будет своеобразный сигнал для других участников дорожного движения. С такой идеей выступил главный гаишник России Виктор Кирьянов. Каков вклад неопытных автомобилистов в общую копилку ДТП? Надо ли осаживать новичков? И повлияет ли нововведение на количество аварий на наших дорогах?

Клеймо новичка

Россия пожинает плоды автомобилизации. Машин на дорогах всё больше, растёт число аварий, страшит тяжесть их последствий. За руль садятся те, кто привык играть в компьютерные догонялки или вообще с техникой на «вы».

А качество подготовки будущих водителей оставляет желать лучшего. Поэтому департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России готовит проект постановления правительства о внесении изменений в правила дорожного движения.

Одним из них станет введение обязательного знака для водителей со стажем менее двух или трёх лет (с точной цифрой ГИБДД пока не определилась).

Начинающие автомобилисты будут наклеивать метку на заднее стекло машины и таким образом предупреждать других водителей о своей потенциальной опасности.

Нововведение в духе европейских норм безопасности должно уменьшить число аварий на дороге, уверен начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Виктор КИРЬЯНОВ.

Конечно, многие начинающие водители уже используют наклейки с буквой У, кипящим чайником, восклицательным знаком, а представительницы слабого пола — с изображением туфельки.

Сейчас это дело добровольное, но ГИБДД планирует узаконить единый обязательный знак для новичков и соответственно штраф за его отсутствие. Дополнительных требований к начинающим водителям пока не будет.

Хотя звучат предложения ограничить скорость их передвижения: за городом — не более 70 вместо разрешённых 90 км/час, на автомагистралях — 90 вместо 110 км/час.

— Настоящим водителем человек станет только тогда, когда усвоит навыки управления автомобилем, перестанет нервничать на дороге и приобретёт опыт, — считает начальник отдела экзаменационной работы и регистрации управления ГИБДД по Челябинской области Андрей МУРЫГИН.

— Если выделить на дороге новичков, хуже никому не будет. Как нам сообщили в областной ГИБДД, здесь отслеживают статистику аварийности молодых водителей (таковыми считаются те, у кого стаж менее трёх лет).

Так, за шесть месяцев 2008 года на Южном Урале произошло 1629 ДТП с пострадавшими. Из них 252 ДТП (это 15,5 процента) случилось по вине водителей со стажем до трёх лет. В том числе 127 ДТП совершили водители со стажем менее года.

Единственное утешение заключается в том, что уровень аварийности южноуральских новичков пока меньше среднероссийских показателей.

— Как и знак У, это приведёт к повышенной настороженности других водителей, снижению аварийности за счёт снижения скорости, уменьшению тяжести аварий, — высказывает своё мнение генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр МЕРЕНКОВ.

— Ведь сейчас основные причины ДТП — это бравада водителей, несоблюдение знаков дорожного движения, превышение скорости, несоблюдение элементарной вежливости.

Хорошо забытое старое

Начинающих автомобилистов необходимость пришпиливать на стекло новый знак не смущает. Удивляет разве что продолжительность подобного мероприятия.

— Это не помешает. Потому что когда водитель неопытный и ты об этом проинформирован, тебе проще. Понимаешь, что он может заглохнуть, или показать вправо, а поехать влево, или ещё чего-нибудь отчебучить, — говорит водитель с годовым стажем Лана ЛИТВЕР.

— Знак У и сейчас активно клеится новичками. Правда, они сами решают, когда его снимать. Я, например, через полгода убрала. Но три года езды с таким знаком, по-моему, многовато...   

 Кстати, новое — это хорошо забытое старое. К примеру, в СССР сдавший на права не сразу получал полноценное водительское удостоверение. Вначале ему выдавали временный документ.

— После обучения в ГАИ мне дали «стажёрку» (временное удостоверение). Год проездил, потом снова сдал практический экзамен и только тогда получил права, — вспоминает председатель челябинской областной организации Всероссийского общества автомобилистов Михаил ПРОЛОМОВ.

— Конечно, надо как-то определять новичков на дороге — для их же пользы. Так что в целом ГИБДД идёт в правильном направлении.

Но всё же главное, что кардинально влияет на безопасность дорожного движения, — это качество обучения в автошколе и общая культура водителей.

Надо вводить систему контроля над выпускниками автошкол, чётче определять ответственность учебных заведений за подготовку водителей.

Повод для дедовщины?

Среди хора одобрительных мнений звучат и сомнения в том, что сам по себе знак сможет изменить ситуацию. Согласитесь, опытный водитель распознаёт новичка отнюдь не по наклейке. Об этом скорее говорит манера поведения автолюбителя.

— Понятно, что неопытные водители являются потенциальными источниками опасности на дороге. Но в то же время они более осторожны и аккуратны, в том числе и в соблюдении скоростного режима и правил, — размышляет в беседе с корреспондентом «Вечёрки» начальник отдела маркетинга и рекламы страховой компании «Северная казна» Марина СМИРНОВА.

— А опытные водители могут лихачить на дороге и зачастую попадают в ДТП благодаря своей «уверенности» и агрессивности. Кроме того, само понятие «начинающий автомобилист» расплывчато.

Ведь человек может получить права, пять лет не ездить, а потом сесть за руль и попасть в ДТП. По дате выдачи удостоверения он будет считаться опытным водителем, а в реальности нет. И наоборот, человек, который недавно получил права, может иметь больший опыт.

Михаил Проломов также осторожен в обвинении молодых водителей во всех грехах. По его опыту главными нарушителями являются как раз те, у кого автомобильный стаж три — пять лет: «Как только они почувствовали уверенность за рулём, так уже мнят себя королями дорог».

К сожалению, есть и такие водилы, кто только рад подрезать новичка. На них новый знак произведёт эффект красной тряпки для быка. А вице-президент движения автомобилистов России Леонид ОЛЬШАНСКИЙ вообще считает, что руководство ГИБДД обуревают пиар-акции.

— Согласно части 3 статьи 55 Конституции права и свободы человека могут быть ограничены в исключительных случаях и только федеральным законом, — пояснил он в интервью «Новым известиям».

— А здесь ограничение налицо. Кроме того, автомобиль — частная собственность водителя. А если он передаст руль другому, опытному человеку, что же тогда знак отклеивать?

Мне же как автору материала не даёт покоя одна простая мысль. Если новички виновны в 15,5 процента аварий, то причиной остальных 84,5 процента ДТП стали опытные шофёры. Так кто же всё-таки более опасен?

Зарубежный опыт

Впрочем, проблемой новичков на дороге озабочены во многих странах мира. Например, в Сингапуре начинающие автомобилисты не могут управлять машиной с мощным двигателем.

В Корее разрешают понемногу «добавлять лошадей» только через год, а полноценные права выдают аж по прошествии пяти лет. В Канаде новобранцам запрещают ездить ночью, разговаривать по мобильному телефону (даже с гарнитурой hands-free) и слушать музыку в плеерах.

В Италии действуют ограничения скорости для молодых автолюбителей, а в Германии у водителей до 21 года со стажем до двух лет — сухой закон (хотя для всех остальных есть норма в 0,5 промилле).

В ОАЭ недавно введена система «чёрных баллов» для водителей со стажем до четырёх лет. Если новичок допускает грубые нарушения и набирает шесть баллов, у него отбирают права.

При этом непристёгнутый ремень оценивается в два, а проезд на красный свет — в пять баллов. Знаки, выделяющие неопытных водителей, введены и в некоторых странах СНГ. Например, на Украине и в Белоруссии. В общем, строгостей новичкам на дороге не избежать.

 Алла СКРИПОВА
Коллаж Людмилы МАНУРИНОЙ