Меню

Поборов в школах не будет

01.09.2008 00:00 165 (11048)


Сегодня, 1 сентября, во всех школах страны состоятся торжественные линейки. За неделю до начала нового учебного года прошёл слух, что в этот день в соседнем Екатеринбурге родители собираются устроить акции протеста против поборов.

Этот понедельник для властей Свердловской области и местной мэрии может оказаться чёрным. К счастью, в Челябинске ничего подобного не намечается. Хотя тема добровольных пожертвований всё время обсуждается и вызывает массу споров с вопросами, на Южном Урале проблему решают более цивилизованным способом.

Челябинцев всё время пытаются убедить: сегодняшняя действительность такова, что школам без родительской поддержки не выжить. В учебных учреждениях нет элементарного: мела, лампочек, досок, моющих средств.

Поэтому директора и учителя оказываются заложниками той экономической ситуации, которая сложилась, и им приходится просить пап и мам учеников заплатить денежные взносы.

Правда, по поводу их размера и обязательности много разговоров. Насколько законны такие поборы? Могут ли не принять ребёнка в школу, если его родители отказываются вносить добровольные пожертвования?

На эти и другие вопросы попытался найти ответ корреспондент «Вечёрки». Тем более что и повод нашёлся — недавнее заявление министра образования и науки Челябинской области.

Принудительный характер

На августовской педагогической конференции Владимир САДЫРИН чётко сказал:

— У учебных заведений есть правовые основания на то, чтобы собирать родительские деньги на школьные нужды. К этому выводу мы пришли после того, как в июне данный вопрос разбирали совместно с прокуратурой Челябинской области. Однако суммы сбора и траты привлечённых денег должны быть обоснованными.

За комментариями «Вечёрка» обратилась в прокуратуру Челябинской области. Неужели работники юстиции стали на сторону школ, официально разрешив поборы?

— Законом действительно предусмотрена такая помощь, как добровольные пожертвования, — отметила Людмила
ЕЛЧЕВА, начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодёжи.

— Однако в том-то и дело, что в Челябинской области они носят принудительный характер. Органами прокуратуры выявлены многочисленные нарушения, связанные с открытым навязыванием директорами и педагогами отдельных детских садов, школ и лицеев Челябинской области «добровольной помощи», которая в действительности являлась принудительным сбором денежных средств и имущества.

Приём ребёнка в учебные заведения ставился в зависимость от уплаты вступительного взноса, тем самым нарушался принцип добровольности благотворительной помощи. Это ведёт к коммерциализации образовательных учреждений, что недопустимо.

Прокуратурой области в адрес губернатора и министра образования и науки были внесены представления о принятии мер по устранению нарушений закона. Виновные руководители школ и детских садов наказаны в дисциплинарном порядке.

Так что мы уже давно высказали своё мнение по поводу пожертвований. Они могут быть только добровольными. А ситуация, когда родителям диктуют, какую сумму и как часто вносить в фонд школы, незаконна.

И если у вас в принудительном порядке требуют деньги, обращайтесь в прокуратуру. Конституция гарантирует право граждан на общедоступное и бесплатное образование.

Органы исполнительной власти — в данном случае речь о министерстве образования и науки области — обязаны создать такие условия. И на совещании руководителей правоохранительных органов с участием министра образования и науки Владимира Садырина при рассмотрении данного вопроса об этом говорилось.

У каждого есть выбор

Надо сказать, что три года назад челябинская областная прокуратура создала прецедент, заведя уголовное дело на директора одной из гимназий. И стало это результатом родительского протеста — отец одного из будущих первоклассников отказался внести добровольный взнос в сумме восьми тысяч рублей.

С тех пор размер пожертвований заметно изменился. Естественно, в большую сторону. Не секрет, что только первоначальный взнос в лицеи и гимназии составляет от 25 до 50 тысяч рублей. В элитные школы и того больше.

А ведь ещё есть ежемесячные или годовые платы. Во всех школах они разные и зависят от созданных для детей условий. Ведь не только в обществе уже началось расслоение — оно проходит и в учебных заведениях.

Поэтому каждый волен выбирать то, что ему подходит. Кто-то желает платить не только за качественное образование, но и за комфортные условия в школе, за то, чтобы ребёнок учился только в первую смену, в непереполненном классе, чтобы в школе были чистота и порядок, побелено-покрашено, чтобы мебель была хорошей, а в столовой — разнообразная еда.

Как говорится, каждому своё. И выбирая сыну или дочери престижную гимназию, родители, конечно же, отдают себе отчёт, что будут платить больше, чем в обычной школе.

Средство против прокуратуры

Итак, всем понятно: принудительные поборы в школах незаконны, а вот добровольные взносы приветствуются. И начальник городского управления по делам образования Александр КУЗНЕЦОВ не раз об этом говорил:

— Требовать с вас, уважаемые родители, денег никто не имеет права. И вы не обязаны их платить. В то же время поймите, что директор просит помощи не на собственные нужды.

О том, как залезть в родительский кошелёк законно, юристы и руководители школ обсуждали ещё в сентябре 2005 года во время «круглого стола», состоявшегося в редакции «Вечернего Челябинска».

Как оказалось, тот разговор не прошёл даром. Советами, которые потом были напечатаны на страницах нашей газеты, воспользовались многие.

— Чтобы ни прокуратура, ни другие органы не смогли предъявить претензии директору школы за сбор денег, нужно создать узаконенный нормативный локальный акт, — рекомендовал юрист Борис ГРУБИН.

— Пусть он будет ограниченно действовать в условиях одного города, одного района или одной школы. Главное — прописать в нём порядок отношений, объёмы инвестиций родителей, которые в добровольном порядке будут помогать школе.

Адвокат Андрей СОЛОВЬЁВ с этим мнением соглашался:

— Да, общее среднее образование в России является бесплатным. Другое дело, что в создавшихся условиях необходимо определить, что включает в себя понятие «образование».

Только ли оказание услуг по обучению математике, русскому языку и другим предметам? Или в него входит и обеспечение инвентарём?

Если будет чётко разграничено, что считается бесплатным, а за что допускается взимание платы, то и нарушать закон не придётся. И всё это можно урегулировать даже на уровне субъекта федерации.

Родители дают добро

Хорошим примером создания узаконенного локального акта для одного учебного заведения служит челябинская школа № 104. Один из родителей учеников этого заведения юрист по профессии Александр Карлов ещё несколько лет назад предложил организовать, а потом и воплотил в жизнь некоммерческое партнёрство под названием «Ассоциация родителей школы № 104».

Идея такова. Все родители вступают в эту некоммерческую организацию, сами решают, в каком размере установить членские взносы, на что их собирать, аккумулируют денежные средства на расчётном счёте и выделяют их целевыми деньгами школе. Не директор распоряжается средствами, а родители.

Директор приходит и просит: выдайте, пожалуйста, нам столько-то на это, купите вот это. И когда в школу поступают новые ученики, то члены партнёрства, а опять же не директор, проговаривают с другими родителями ситуацию: «Вы приходите в необыкновенную школу.

 У нас вот, посмотрите, какие условия уже созданы. Поэтому и вы тоже должны решиться на некоторые наши условия». Как показывает практика, в школе № 104 порядка 95 процентов родителей денежные средства так или иначе сдают.

Кто не может — пишут заявления, которые рассматриваются на родительском совете. Льготы предусмотрены не только малоимущим, но и одиноким родителям, тем, у кого в школе обучаются несколько детей, учителям.

Так что безвыходных ситуаций не бывает. Главное, чтобы все они находились в правовом поле.

Светлана ШЛЫКОВА