Меню

Автомобилизация нам грозит

28.08.2008 00:00 163 (11046)


Автомобильный рынок Челябинской области по уровню продаж демонстрирует небывалые показатели роста. И хотя мы ещё пока уступаем таким регионам, как Тюменская и Свердловская области, 40 тысяч автомобилей, проданных за полугодие, предмет очевидной гордости и повод поговорить о более серьёзных особенностях рынка.

Внесистемная погрешность

Исполнительный директор ассоциации автомобильных дилеров Александр РУЛЕВСКИЙ уточняет:

— В Челябинской области продано 39,5 тысячи автомобилей отечественных и зарубежных. Сложно получить все данные. Появляется много новых продавцов тех же китайских авто.

Не всё ясно с автомобилями российского производства (ВАЗ, ГАЗ). Есть дилерская сеть — мы её знаем. Но есть люди, которые занимаются продажей автомобилей вне сети. 38 тысяч авто продано через дилеров.

Закладываем ещё полторы тысячи на внесистемных игроков — вот и получается 39 500 автомобилей. Из них 30 тысяч — импортные автомобили, 9,5 тысячи — российские. Это данные за полугодие.

То, что новые иномарки продолжают захватывать рынок, легко заметить и любителю. Журнал «Эксперт-Урал» фиксирует общую картину, которая давно уже очевидна: «Доля Урала в общероссийских продажах увеличилась на три процента по отношению к уровню конца 2007 года».

Показательные сравнения

Александр Рулевский сравнивает:

— 39,5 тысячи автомашин — это больше, чем было продано за весь 2006 год. Это 2,7 процента российского рынка, уже привычные для нас показатели.

К слову, рынок нашей области больше, чем, например, рынок Болгарии, больше, чем рынок всех прибалтийских государств, вместе взятых, больше, чем рынок Исландии, и равен рынку Словакии.

Только в Челябинске за полгода было продано 24 тысячи с небольшим иномарок. Это опять-таки больше, чем в Болгарии, в каждой из прибалтийских стран, Люксембурге, Исландии.

Российский рынок вышел по продажам автомашин на второе место в Европе. При этом мы не учитываем, сколько было продано автомобилей на нашем внутреннем вторичном рынке. Нет даже такой всероссийской статистики. Один и тот же автомобиль может продаваться дважды и более.

ВАЗ не резиновый

Аналитики, отметив бурный рост рынка, предрекли следом такой же крутой спад. Неужели рынок продаж уже достиг предела? Рулевский с этим согласен:

— В первом полугодии 2007 года в сравнении с первым полугодием 2006 года рост был свыше 80 процентов. Но первое полугодие 2008 года даёт рост лишь в 45 процентов. Темпы роста замедляются, и это нормально.

Мы вышли на большие цифры (есть в теории понятие — закон больших чисел). Но всё равно прирост существенный во всех нишевых сегментах. Иномарки продолжают отвоёвывать позиции у машин отечественного производства.

В Челябинске в структуре продаваемых машин 80 процентов иномарок. Потребители не потеряли интерес к российским машинам. Прирост продаж в этом сегменте по области — более тысячи машин за полгода. На 95 процентов это «ВАЗы». Но ВАЗ не резиновый, у него есть конечная производительность.

Коммерческий директор ООО «Регинас» Сергей ПОПОВ уверен:

— По моему мнению, рынок России, соответственно и челябинский рынок будут продолжать расти до 2012 года в среднем до 20 процентов. В Европе если рынок поднялся на два процента — это уже успех. Следовательно, ни о каком спаде речи не идёт.

Изоляция невозможна

После событий в Южной Осетии многие заговорили об угрозе изоляции, о возможных экономических шлагбаумах. Но с точки зрения западных производителей, такое вряд ли возможно. Александр Рулевский размышляет:

— Что такое российский рынок, к примеру, для Toyota? Рынок номер один в Европе. Для японских марок российский рынок тоже стал главным. Японские марки не так востребованы в Европе.

Лидером же продаж в России является Chevrolet General Motors. Концерн у себя в стране на грани банкротства. А в России они продали за полгода 130 тысяч машин.

В сегменте машин стоимостью по 15 — 17 тысяч долларов это обеспечивает выручку в миллиарды. Если мы говорим о развитии внешних экономических связей, то в первую очередь стоит привести в пример автомобильный рынок.

Если бы не было открытости автомобильного рынка, мы бы имели тенденции к росту цен. Смотрите: в 2005 году вывели на российский рынок Ford Focus. Автомобиль в средней комплектации стоил 12 тысяч долларов.

Через три года цена составила 15 тысяч долларов, но и комплектация стала другой, двигатель лучше. А посмотрим жильё: рост квадратного метра составил примерно процентов 200 за три года. На автомобильном рынке есть конкуренция.

Чёткое отслеживание позиций конкурента, платёжеспособного потребительского спроса. Никто не играет втёмную. Для потребителя эта ситуация — благо.

Простой пример… Toyota начала собирать Camry в Ленинградской области, снизив цены на 10 — 12 процентов, чем ударила по конкурентам. Тут же Nissan Teana машину стоимостью 900 тысяч рублей стал продавать на 70 тысяч дешевле!

Когда-то западные представители смотрели на российский рынок скептически: дилерская конфигурация ограничивалась Московской кольцевой дорогой. Теперь же российский рынок для ведущих производителей стал в Европе главным.

Такой инфраструктуры, таких дилерских комплексов, которые есть в России, в Европе нет. То, что открыла Сейхо Моторс, новый комплекс Toyota и Lexus, — это крупнейший комплекс в Европе на сегодня.

Но к зиме он уже не будет крупнейшим. Тюмень открывает комплекс ещё больше. А Тюмень — это даже не столица. Это российская провинция, пусть и богатая.

Честный подход

Какие опасности подстерегают растущий авторынок? Рулевский делает парадоксальный вывод:

— У регионального рынка главная опасность в том, что мы честные. Урал, отдельно взятая Челябинская область — честный регион. По численности автомобилей, проданных в кредит, мы опережаем даже Москву.

А ведь у нас населения в 15 раз меньше! Но в этих показателях может скрываться колоссальная ловушка. Динамичный регион с высоким уровнем зарплат позволяет банкам давать кредиты. Это хорошо. Но с другой стороны, если случится замедление в банковском секторе, это тут же скажется на потреблении.

Вторая же ловушка — безусловно, насыщение рынка. Оптимистичный сценарий говорит, что это произойдёт в 2012 году. Пессимистичный сценарий говорит, что это случится на два-три года раньше.

То есть, возможно, уже в будущем году. Хотя что понимать под насыщением? Западные эксперты говорят: «Когда Россия достигнет уровня Западной Европы по количеству автомобилей (на 1000 человек населения — 550 автомобилей)».

У нас сейчас примерно 200 машин на 1000 человек. Но представить, что каждая наша семья из четырёх человек будет иметь два автомобиля, затруднительно. И не только из-за финансовых возможностей.

Мы сталкиваемся с тем, что автомобиль — не только удобство, но и проблемы. Трудно найти место для парковок, растут расходы на эксплуатацию машины, растут временные затраты. В Челябинске жалуются на пробки.

На самом деле у нас их нет. Мы, по большому счёту, ещё не вкусили отрицательных сторон автомобилизации. Для Москвы же четыре часа на работу и с работы — норма. Некоторые заявляют: «Челябинск на грани транспортного коллапса!» Какое там…

Нам далеко даже до Екатеринбурга. Мы на городских дорогах движемся, а не стоим, как в Екатеринбурге. Правда, ситуация меняется, число машин растёт. Необходимы новые дороги, развязки.

Для сравнения: Америка строила федеральную сеть дорог 70 лет, закончив её лишь в 1994 году. И в Америке 220 автомобилей на 1000 человек (то есть чуть больше, чем у нас сейчас) было в далёком 1924 году!

Россия же только начинает думать о такой федеральной сети. Нельзя не сказать ещё об одном негативном последствии бурного роста автомобилизации. Водить автомобиль становится сложнее.

Лица старшего поколения порой просто отказываются выезжать на дороги или же ездят очень редко. Это объяснимо: напряжённость на дорогах, аварийность растёт. И ситуация будет только усугубляться. Аварийность, увы, невозможно снизить штрафами.

Структурный прогноз

— Года через два мы выйдем на абсолютно европейскую структуру автомобильного рынка. Наша автомобилизация в середине 90-х началась с того, что мы завезли к себе весь утиль из Германии, с Дальнего Востока.

Кто ввозил, удивлялись: «Как же дёшево стоит». Через пару лет всё, что мы накупили в бурные 90-е, хлынет на вторичный рынок, цены на подержанные авто будут неминуемо падать, — предполагает Александр Рулевский.

«При бурном развитии производства, сбыта и обслуживания машин в стране всё ещё слабо развиты дороги и соответствующая инфраструктура (Челябинская область не исключение), — пишет обозреватель интернет-газеты «Autoлента» Александр Постников.

— Не всё гладко на вторичном рынке автомобилей. Отсутствует утилизация вышедших из употребления машин. Отстаёт местное производство автокомпонентов для существующих и будущих заводов.

Остаётся уповать на развитие малого и среднего бизнеса, без которого своих запчастей и сопутствующих автомобильных товаров у нас просто не будет.

Для сравнения: в Германии выпуском деталей для автомобилей занимаются более 10 тысяч мелких фирм. Вот подходящий случай для правительства — от слов о поддержке малого бизнеса перейти к делу.

Россияне часто меняют машины на новые. Через три года рынок подержанных автомобилей может увеличиться до двух миллионов штук.

Чтобы покупка новых машин продолжалась, подержанные следует продавать не на уличных рынках, а в автосалонах с хорошей нормой прибыли и прозрачной историей.

Цивилизованная перепродажа позволяет использовать и новые финансовые инструменты — оперативный лизинг, беспроцентный кредит, что также способствует сбыту новых машин».

— Государство начнёт выдавливать праворульные автомобили, — добавляет наш эксперт. — Как бы ни говорили, что праворульный японский автомобиль безопаснее российского, это нонсенс.

А с уходом праворульных машин изменится и соотношение секторов рынка. Уже сегодня в России формируются мощные дилерские сети. Московские компании запланировали своё присутствие более чем в 40 регионах.

Более того, такие компании собираются выходить на Лондонскую биржу со своими акциями. Это новое слово для отечественного автомобильного бизнеса.

Пятёрка отличников

Челябинский покупатель становится привередливым, поскольку ему есть из чего выбирать. Войдя во вкус, во все тонкости цены и качества, он уже не отстаёт от модных тенденций.

— Три-четыре года назад покупали подержанные иномарки с двухлетней гарантией и были довольны. Сегодня на рынке почти всё есть, на любой вкус и возможности,— говорит Сергей Попов.

 Александр Рулевский подытоживает:

— Если брать лидирующую пятёрку брендов, то на первом месте у нас Chevrolet, на втором — Toyota, на третьем — Honda, на четвертом — Ford и на пятом — Renault. Это соответствует общероссийской тенденции.

Но надо учесть лукавство производителей. Есть чистая машина Hyundai — корейская, а есть завод ТагАЗ (Таганрогский автомобильный завод), который выпускает Hyundai. Многие марки сегодня имеют свои заводы в России.

В Челябинске большинство компаний выбрало мультибрендовую модель развития. По объёмам продаж лидирует «Джемир» (единственная компания из местных, которую можно назвать федеральной, она работает ещё в трёх регионах страны).

Далее следует автокомплекс «Регинас». На третьем месте холдинг «Сейхо Моторс» — компания, имеющая лучшую инфраструктуру, самые современные салоны, самые технологичные автоцентры.

На четвёртом месте — «Планета Авто», на пятом — автоцентр «Сатурн», который уже два года при-знаётся одной из лучших компаний во всемирной сети Renault.

— Пока челябинский рынок менее дифференцирован, чем, скажем, екатеринбургский, где много представителей одного бренда.

Но это вопрос времени, и в ближайшем будущем у нас будут строиться новые центры, появятся новые игроки,— заключил Сергей Попов.

Основные бренды

Дилер

Марка автомобиля

«Сейхо-Моторс»

Toyota, Lexus, Porshe

«Ситроен Центр Челябинск»

Citroen

«Мицубиши Центр Челябинск»

Mitsubishi

«Машинный двор»

Chevrolet, Opel, Skoda

«Бовид»

Volvo

«Омега»

Chrysler, Jeep, Dodge

«Техно-моторс»

Yamaha, Chery, Kia Motors

«Леонар Авто»

Peugeot

«Джемир»

Opel, Hummer, Chevrolet, Cadillac

«Автомир»

Mazda

«Челябинск Лада»

ВАЗ

«Сатурн»

Suzuki, Renault

Сергей ТАРАН
Фото Вячеслава НИКУЛИНА