Меню

Чем грозит банкротство сетей

05.08.2008 00:00 146 (11029)


Привычные магазины меняют вывески как перчатки. Ещё недавно на первом этаже здания рядом с моим домом продавали посуду и хозтовары, теперь полки заставлены крупой, вермишелью и сахаром. Через дорогу вместо плакатов и билбордов одной сети рабочие монтируют красочные щиты с логотипом другой.

Представители торгового бизнеса пожинают плоды конкуренции. Как уроки рыночной экономики отражаются на конечном потребителе, то есть на нас с вами? Почему сети устанавливают входной бонус? И чего ждать покупателям в ближайшем будущем?

Когда пустеют прилавки

Большинство отечественных олигархов и крупных бизнесменов начинали с торговли. Благодаря хорошей ликвидности товаров и быстрой оборачиваемости средств эта сфера до сих пор считается одной из самых привлекательных.

На Южном Урале, к примеру, только за первое полугодие оборот розничной торговли составил более 163 миллиардов рублей. А к концу 2008 года эксперты прогнозируют достижение 330-миллиардной планки.

— В январе — июне в области ежедневно продавалось товаров на сумму 897 миллионов рублей, — сообщила «Вечёрке» начальник отдела развития потребительского рынка министерства экономического развития Челябинской области Ирина МАТВЕЕВА.

— Если говорить о структуре розничной торговли, то наибольшую долю — 54,4 процента — занимают индивидуальные предприниматели со стационарными торговыми сетями. На крупные и средние организации торговли приходится около 21 процента розничного товарооборота.

Казалось бы, уж где-где, а в сфере торговли потребитель только в выигрыше. Дефицит продуктов остался в советском прошлом. Время работы магазинов приближено к потребностям покупателей: большинство супермаркетов открыто до 22 — 23 часов, часть из них вообще работает круглосуточно.

Не нравится сервис в одном магазине — иди в другой, наказав нерадивых продавцов рублём. Однако засилье торговых сетей, как показывает практика, несёт с собой реальные опасности как для поставщиков товаров, так и для покупателей.

Когда ты забегаешь в привычный магазин после работы и видишь опустевшие полки, а то и просто стоишь перед закрытой дверью, — это лишняя трата нервов, времени и, возможно, денег. Поставщики, сотрудничающие с такими сетями, также рискуют остаться внакладе.

— «Незабудка» так и не расплатилась с нами за печатную продукцию, которая продавалась в сети в последние два месяца её существования, — говорит генеральный директор ООО «Комсомольская правда»-Челябинск» Наталья ГЛАЗУНОВА. — Убытки нашей компании и коллег составили миллионы рублей.

Челябинцы уже сталкивались с банкротством торговых сетей на примере «Незабудки». Так что проблемы сетевой торговли выходят боком не только их владельцам.

На страже конкуренции

Пустующие магазины могут простоять без дела от нескольких дней до месяцев в зависимости от месторасположения. В итоге они, конечно, находят нового владельца и вновь открывают двери для покупателей. А вот пострадавшие поставщики часто остаются со своими проблемами один на один.

— Государство в таких ситуациях не может вставать на чью-либо сторону, — разводит руками Ирина Матвеева. — Современное законодательство ограничивает регулирование чиновниками подобной деятельности. На открытие и закрытие супермаркетов мы не влияем.

А проблемы и последствия банкротства торговых предприятий — это фактически споры хозяйствующих субъектов. Они должны решаться в судебном порядке.

Политика невмешательства чиновников в таких ситуациях — это обратная сторона защиты конкуренции. У частных предпринимателей обычно всегда одна просьба к властям предержащим: «Не мешайте работать!»

Вот они и не мешают, в том числе брать ответственность на себя. Только предприниматели вспоминают про этот лозунг, когда бизнес успешен и есть что делить. В противном случае появляется соблазн воззвать к указующему персту чиновника.

— Заключая договор с той или иной сетью, поставщик всегда идёт на определённый риск. Таковы законы бизнеса, — комментирует директор по развитию гипермаркета «Теорема» Алексей ШЕСТАКОВ.

— Другое дело, что банкротство как умышленное, так и вынужденное можно спрогнозировать. К примеру, ситуация с «Незабудкой» была предсказуема ещё за год. Руководство сети, с одной стороны, начало массированное увеличение количества магазинов, а с другой — вело активные поиски инвестора.

О том, что переговоры с потенциальным покупателем вступили в решающую фазу, тоже было известно. Поставщикам следовало насторожиться и скорректировать объёмы товаров, предлагаемых для реализации, внимательнее следить за графиком платежей и так далее.

Ведь стало ясно, что цель той же «Незабудки» — не дальнейшее развитие сети (удовлетворение запросов потребителей и развитие взаимоотношений с поставщиком), а выгодная продажа.

По мнению челябинских экспертов, пришедший на смену «Незабудке» «Гроссмарт» также не горел желанием развивать свою деятельность в Челябинске.

Новый игрок увеличивал свои активы для того, чтобы, в свою очередь, продаться зарубежному инвестору. Однако сделка сорвалась.

Говорят, что стороны не сошлись в цене: немецкая компания предложила лишь 400 млн евро, тогда как российские владельцы рассчитывали на 600. Какова теперь судьба «гроссмартовских» магазинов, можно только гадать. Но полки уже пустеют…

Плата за вход

Впрочем, глобальные проблемы торговых сетей лишь косвенно затрагивают интересы покупателей. Гораздо чаще мы расстраиваемся, если не можем найти в магазине любимый товар или бренд.

Дело в том, что большинство производителей вынуждено платить сетям своеобразную дань. Её называют входным бонусом, пропуском, «полочными» и так далее. Представители торговых сетей ничего предосудительного в этом не видят.

— Входные бонусы, плата за хорошую полку и прочее существовали везде и всегда. Эта проблема надуманна, —считает Алексей ШЕСТАКОВ.

— В московском «Перекрёстке», к примеру, берут 150 тысяч рублей в год за 10 наименований спиртного. А шумиха поднялась лишь с приходом в Челябинск федеральных сетей. Но ведь многие производители работают только по предоплате.

И сеть должна подстраховать свои риски: вдруг товар не пойдёт? На самом деле бонус — это копейки по сравнению с тем, что поставщик реально теряет, когда отдаёт товар на реализацию.

— Величина входных бонусов разная. Всё зависит от того, какова отдача от того или иного товара, — уточняет заместитель генерального директора по продажам торговой сети «Союз» (магазины «Мрия», «28-й», «Чичеринский» и другие) Андрей НОВОКРЕЩЕНОВ.

— К примеру, одна позиция алкоголя даёт доход в 1000 рублей, а крабовых палочек — 50 рублей.
К тому же, если входит новый поставщик, никто не может на 100 процентов гарантировать положительную реакцию покупателей: насколько их устроит качество и цена предлагаемого товара?

Фактически мы должны несколько ущемить интересы поставщиков аналогичной продукции, да ещё быть готовыми к возможному снижению своего дохода.

Но в общем росте цен, который отмечается в этом году, есть доля и входных бонусов. Ведь поставщики любые расходы включают в себестоимость продукции.

«Как часто увеличивается плата за вход?» — поинтересовался корреспондент «ВЧ». Представители сетей поклялись, что делают это редко и «бонусный» вклад в инфляцию крайне мал.

Новации закона

До сих пор в России нет единого документа, регулирующего сферу торговли. Зато подзаконных актов — свыше 600. Подготовка торговой «Библии» ведётся уже несколько лет.

По словам Ирины Матвеевой, в последнем законопроекте, который сейчас находится в Госдуме, говорится о переходе от разрешительного порядка открытия магазинов к уведомительному.

Будет определён единый пакет документов, требуемый муниципальными органами власти. Но главное новшество коснётся сетей. Антимонопольные ограничения распространятся на предприятия торговли, которым принадлежит более 15 процентов рынка (ранее — 35%).

Также закон должен упорядочить взаимодействие сельхозпроизводителей и торговых сетей. Правда, назвать сроки принятия нового закона специалисты затрудняются.

Алла СКРИПОВА