Меню

Допстраховки при ОСАГО: платить нельзя отказаться

26.08.2016 12:00 - автор Ирина Яббарова


Страховые компании по-прежнему нарушают закон, навязывая дополнительные услуги.

Только при одном упоминании об ОСАГО подавляющее большинство водителей бросает в дрожь. Казалось бы, благое дело, но с самого начала оно обернулось для автовладельцев головной болью и дополнительными проблемами. Ведь даже при наличии страховки обязательного автострахования потерпевший в результате дорожно-транспортного происшествия автолюбитель не всегда может рассчитывать на то, что страховая компания выполнит свои обязательства в полном объеме. Но даже не это больше всего пугает большинство водителей. Ведь для начала полис ОСАГО нужно оформить, а это, как показывает практика, не так-то просто.

+++24 03 025.jpg

Жалобы от водителей на бесконечные очереди в страховых компаниях, на незаконное навязывание дополнительных страховок давно стали обычным делом. И порядок на этом рынке, похоже, удастся навести еще не скоро.

– К середине августа надо было оформить ОСАГО, срок предыдущей страховки истекал 15 августа, – рассказала клиентка одной из страховых компаний Челябинска Елена. – Поэтому в страховую компанию позвонила еще в начале августа. Страховой агент сначала поинтересовалась, будет ли нужна диагностическая карта о прохождении техосмотра. Когда услышала, что техосмотр пройден, посоветовала приехать в этот же вечер, чтобы успеть все оформить. Правда, в этот день я очень плохо себя чувствовала, была высокая температура, поэтому попросила разрешения приехать на следующий день. Однако девушка – страховой агент сказала, что на этой неделе ее больше не будет, а у меня со следующей недели заканчивался отпуск и отпрашиваться с работы совсем не хотелось. Поэтому пришлось срочно ехать.

По приезду в страховую фирму автоледи не увидела очередей из измученных автовладельцев, в офисе компании царила полная тишина. На все вопросы, почему в офисе нет очередей, да и полисы ОСАГО в наличии, страховой агент уклончиво ответила, мол, не все знают о филиале, поэтому сразу направляются за ОСАГО в головной офис.

– Про дополнительную страховку я сначала не услышала, хотя девушка утверждала позже, что предупреждала меня об этом, – добавила Елена. – Кстати, о том, что надо оформить еще и страхование жизни, девушка сказала уже после того, как все документы были подготовлены. На мой вопрос, зачем мне страховка, о которой я не просила, страховой агент ответила, что это обязательно и сумму по ОСАГО она уже посчитала вместе с дополнительной страховкой. К этому моменту подошла еще одна клиентка, которой также надо было оформлять страховку, поэтому страховой агент второпях начала все доделывать, а я спорить не стала. Ведь деньги уже передала.

И подобных историй не только в Челябинске, но и в других российских городах масса. Страховые агенты, как опытные психологи, умеют надавить на растерянного автовладельца, который зачастую оказывается заложником ситуации. Вот и приходится автолюбителям выбирать: спорить со страховым агентом, защищая свои права, при этом теряя время и нервы, или остаться без ОСАГО и уже в судебном порядке добиваться справедливости.

– Продавать услугу, обуславливая обязательное приобретение другой, запрещено законом о защите прав потребителей, – прокомментировал юрист Николай Попов. – Проще говоря, страховая компания не имеет права отказать в заключение договора ОСАГО в случае, если клиент отказывается приобретать дополнительные услуги. Такие действия необходимо обжаловать в Роспотребнадзоре или в прокуратуре. Добавлю, в прокуратуру лучше обращаться по месту оформления страховки – в целях оперативности рассмотрения жалобы. Однако в данном случае самое главное – обеспечить себя доказательствами. Например, написать письменное заявление с просьбой заключить договор ОСАГО. Только делать это необходимо не в последний день, а за полтора месяца до истечения срока, чтобы у страховой компании было время на ответ. Еще один вариант – попытаться записать на видео действия сотрудника, но в данном случае много разных нюансов, поэтому при ведении видеосъемки важно не нарушить закон.

По словам Николая Попова, за нарушение прав потребителей предусмотрена административная ответственность как для должностного лица, то есть в данном случае для страхового агента, так и для страховой компании.

– В случае если договор о дополнительном страховании все-таки заключен, например договор о страховании жизни, необходимо написать претензию в страховую компанию с требованием о расторжении договора и возвратом оплаченной вами суммы, – заметил юрист.

Если же в страховой компании откажутся возвращать деньги за незаконно навязанную страховку, автовладелец имеет полное право обратиться в суд. Срок для подачи судебного иска составляет три года с момента нарушения прав.

Николай Попов, юрист:

– Обязательное автострахование в Российской Федерации регламентируется законом об ОСАГО и правилами об ОСАГО. Что касается общих положений о страховании, то они регулируются Гражданским кодексом Российским Федерации.

Если автолюбитель надумал писать претензию в страховую компанию, то надо понимать, что она пишется на то, что не устраивает. В данном случае на признание договора о страховании жизни незаключенным и на возврат денег в полном объеме, потому как при расторжении могут сделать перерасчет и основную часть денег, оплаченных клиентом, забрать себе.

Пишется претензия в свободной форме на юридический адрес или на адрес филиала страховой компании. В случае если в страховой компании отказались принять претензию, ее нужно отправлять заказным письмом с уведомлением.