Меню

Поэт! Выходи биться!

19.09.2016 18:00


++_DSC1911.JPG

По Челябинску и области катится волна поэтических состязаний. На кону – поездка в Париж

Может ли поэзия быть хулиганской? Допустим. А могут ли авторы «несерьезных» стихов всерьез посоревноваться? Еще как могут! Но у такого состязания и условия особые...

Самый хулиганский и эпатажный вид соревнований между поэтами – слэм. Главное его отличие в том, что победителя определяет публика. Поэты поочередно выходят на сцену и в течение трех минут читают свои стихи, а оценивают их случайно выбранные люди из зала. При этом важно не только качество текстов, но и то, насколько хорошо они поданы. Значит, главная задача поэта на слэме – произвести впечатление на публику. А люди в зале собираются очень разные, и по большей части это вовсе не профессора филологии. Так что на профессиональный подход и высшую справедливость рассчитывать не стоит. Есть даже шутка: мол, хорошие поэты в слэме не побеждают. Зато никто не запрещает авторам приводить с собой группу поддержки, а зрителям – шумно и эмоционально выражать отношение к стихам. Свист, крики, топот разрешены.

Как раз сейчас поэтические слэмы идут по всей Челябинской области: в Кыштыме, Магнитогорске, Троицке, в Каслинском районе... Не забыт и областной центр. Когда все намеченные конкурсы пройдут, их победители соберутся на большое соревнование – Южноуральский слэм – 2016. Неплохой размах, если учесть, что в прошлом году в Челябинской области проходил всего один слэм, и тот был назван «первым блином».
На одно из соревнований, в кафе «Прованс», заглянула и я.

– В основном состязаться на этой площадке пожелали поэты, которые уже выступали в «Провансе» и чувствуют связь с нашей литературной средой, – объясняет организатор слэма Михаил Стригин. – Некоторые из них уже имеют изданные сборники, другие – пока нет. Но для слэма это не важно. И я, как организатор, не отбирал поэтов, которые будут участвовать, а по большей части принимал заявки. С моей стороны было только одно условие: никакой ненормативной лексики. Я считаю, мат никоим образом не красит поэзию. Он только накладывает отпечаток на автора, да и то весьма специфический.

Похоже, это условие не слишком стеснило поэтов – слэм в принципе проходил очень сдержано, а стихи читались по большей части серьезные. «Суровый челябинский слэм...», – полушутя ворчали организаторы. Зато привнесли свою долю шума и суеты внешние обстоятельства. Во-первых, вместо пяти, максимум шести лидеров публика выделила семь: три человека набрали одинаковое количество баллов. Чтобы решить, кто из них пройдет во второй тур, пробовали прибегнуть и к жребию, и к дополнительному соревнованию. В конце концов один из конкурсантов благородно уступил. Во-вторых (вероятно, из-за жарких баталий), запахло гарью и сработала пожарная сигнализация... Но и это не помешало конкурсу.

Впереди еще несколько слэмов и, конечно, главное состязание, которое пройдет в октябре. Победитель южноуральского слэма отправится на всероссийский конкурс в Красноярск, а оттуда (если снова окажется лучшим) – в Париж, где пройдет международный слэм. Будут ли все слэмы этого года такими же серьезными? Неизвестно. Возможно, уральские поэты еще успеют войти во вкус и похулиганить...