Меню

Жюри рассматривает проекты реконструкции Челябинска

03.10.2016 16:00 - автор Андрей ВАГАНОВ


Пока авторитетное жюри рассматривает заявки, поступившие на конкурс проектов реконструкции исторической части нашего города (на который подано множество заявок архитекторами из разных городов и стран), местные челябинские архитекторы тоже не остаются равнодушными к облику мегаполиса.

++DSC_0003.JPG

Один из них – Олег Чернышев, выпускник аэрокосмического факультета (ДПА) ЮУрГУ, автор нескольких проектов и концепций, слушатель курсов Bauhaus в Германии.

- Город – это открытая книга, которую невозможно захлопнуть, - говорит Олег Чернышев. - Идешь ты или едешь, ты листаешь ее, страница за страницей. Иллюстрации этой книги - событийные объекты. Памятники, стелы, монументы, барельефы – это наша история, память, след во времени, послание потомкам, миру. Километры улиц, громадные столешницы площадей, перекрестков, если раздвинуть густые заросли назойливой рекламы, могут стать носителями полезной информации, напоминанием об историческом событии, источником положительных эмоций, судьбоносной подсказкой детским фантазиям. Действительно, мы забываем подумать о том, что видит подрастающее поколение, покидая песочницы и дворовые грибки или из окна трамвая или папиной машины по пути в школу? На чем задержится детский взгляд, если все свободное пространство залеплено рекламной коростой?

Как в Европе

По убеждениям Чернышова, городская среда должна обновиться, причем радикально.
- Эстетика улиц, культурная, эмоциональная составляющая отстала от поступи жилой застройки, - убежден он. - Проблему не решают ни редкие формальные, для галочки, конкурсы дизайнеров, ни точечные появления инсталляций - слоников, машинок с цветочками, буковок. Даже талантливые памятники великим и достойным людям иногда неуместно смотрятся на оживленных перекрестках в круговороте спешащей по делам толпы, под брызгами пролетающей вереницы машин, рядом с торговой сутолокой. Безусловно, нужна серьезная городская программа развития уличного дизайна наряду со строительством жилья.

Каждый город России ищет сегодня свой символ. Город Мышкин, как это ни смешно, создал музей и установил памятник мыши, город Муром – хлебному калачу.

- Немало примеров можно увидеть в городах Европы, - рассказывает О.Чернышов. - Это может быть и старая мельница, бережно сохраненная жителями Берлина на Марцане, и два звена разорванной цепи - символ разделенной Германии на Курфюрстендамм, и человечки-трубочисты, сидящие на крыше десятиэтажного дома. В Париже, например, в районе Дефанс каждый проулок высоченных домов-стекляшек занят многометровыми, недорогими скульптурами-инсталляциями, рождающими фантазии, мысли, эмоции. Стул на трех ножках в Женеве, посвященный жертвам противопехотных мин, поражает своим примитивизмом, но точно передает идею сочувствия жертвам этого коварного наследия современных войн. Простая и интересная конструкция украшает привокзальную площадь маленького городка в Эстонии: к двухметровому вертикальному старому рельсу прикреплены изношенные вагонное колесо, пружина, рессора и букса. Потрясает своей простотой памятник жертвам Холокоста в центре Берлина, выполненный в стиле конструктивизма.

Свои пророки

Однако нужно ли искать пророков в чужом отечестве? Олег Чернышов уверен, что потенциал челябинских художников еще не проявлен на улицах города:
- Продолжая тему уличного дизайна, хотелось бы напомнить, что в нашем городе живет и работает плеяда талантливых художников, скульпторов, дизайнеров. Мне приходилось бывать в мастерских В.Митрошина, В.Авакяна, Е.Щетинкиной, А.Разбойникова. Эти талантливые художники – сокровище нашей области. Жаль, что на улицах нашего города мало их работ. Хотелось бы, например, увидеть на одной из площадей памятник – инсталляцию из бабочек Александра Разбойникова. Во дворе жилого дома по улице Мебельной ждет своего часа многотонный обломок скалы, чтобы стать постаментом для работы Виктора Митрошина.
Впрочем, не только именитые мастера могли бы украсить город.

- В недрах кафедры архитектуры ЮУрГУ родилась и оформилась идея создания астропарка на улице Академика Королева,- рассказывает О.Чернышов. - На широком бульваре по центральной аллее могут быть размещены объекты, связанные общей идеей – стремлением человека познать и изучить мир, покорить высоту и космос. Представьте: первыми установлены солнечные часы, созданные на заре человечества с целью упорядочить время и собственную жизнь. Выполненные из металла с минимальным орнаментом, высотой шесть метров, они смогут показывать не только время, но и дистанцию между прошлым и сегодняшним днем. Следующими объектами такого же масштаба возвышается астролябия, а за ней квадрант – приборы для морской навигации. Далее в любом порядке следуют: макет метеорита, небесная сфера (взамен планетария), шестиметровый пространственный глобус Земли, рельефная карта нашей области длиной двенадцать метров, макет Солнечной системы, модель атома, радиолокатор нашего завода и, наконец, оболочка баллистической ракеты миасского завода. Представьте себе восторженные детские глаза, радостные возгласы восхищения достижением инженерной мысли. После знакомства с такими игрушками мальчишка дома в Интернете будет искать ответы на загадки Вселенной, а не рецепты спайсов. Этот эскизный проект, выполненный студентами ЮУрГУ под руководством архитектора А.Ю. Алешина, имеет продуманные композиции, стилизованные постаменты.

Метеоритный парк

- Падение метеорита -настоящий повод создать «метеоритную линию» для нашего города, для гостей и туристов, - убежден О.Черныщов. - Редчайшее, нечеловеческое событие, техногенное космическое происшествие послужило темой ряда художественных композиций для установки на пустынных перекрестках и улицах нашего города. Яркие, в прямом смысле запоминающиеся, креативные изображения метеорита могут быть размещены на больших развязках, на прогулочных бульварах, на входах в парки или скверы, у здания аэропорта. Носителями памятного происшествия могут стать и трамвайная остановка, и мост, и здание любого типа.

Еще одно оригинальное предложение энтузиаста – устройство насыпного острова между улицами Красной и Кирова. Здесь широкая обмелевшая река постепенно зарастает, и остров между двумя мостами мог бы послужить делу очищения русла, выполнять функции пляжа в самом центре… Впрочем, этот проект не сочетается с взглядами авторов концепции сокращения русла реки за счет наращивания (и застройки) берегов…

++DSC_0008.JPG

В недрах метро

- Пока власти региона тщетно ищут средства для того, чтобы достроить метрополитен, возникают новые предложения по использованию фактически бесполезного для города (в нынешнем состоянии) метро, - рассказывает Олег Чернышов. – Например, инженер Олег Гуляковский предложил создать в уже прорытых тоннелях современный дата-центр, то есть высокотехнологичное хранилище информации. Такие центры есть в Европе и Америке, их площадь исчисляется квадратными километрами. Потому страны, где земли не так много, используют подземные емкости, вплоть до старых шахт, где выработка ископаемых остановлена…

Пока в эскизах

Как можно легко догадаться, пока большинство проектов из серии «новые идеи» можно увидеть только в эскизах. Например, на выставке в библиотеке им. А.С. Пушкина. На выставке представлены дизайн-проекты и макеты объектов городской скульптуры, арт-объектов и предложения по благоустройству отдельных мест в городе Челябинске. Макеты памятника челябинским поэтам и писателям, въездной арки в город, проект детского астропарка и многое другое…