Меню

Инвестклимат на Южном Урале в стадии стагнации

06.10.2016 15:26 - автор Оксана ВЕЛИКАЯ


В минувшую пятницу, 30 сентября, состоялось первое в этом сезоне заседание экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) по Челябинской области. Главным вопросом повестки мероприятия стало оглашение результатов внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Челябинской области. Кроме того, эксперты обсудили и планы на предстоящий сезон оценок.

Руководитель экспертной группы АСИ по Челябинской области, депутат областного парламента Константин Захаров решил начать заседание с ознакомления коллег с форматом работы в текущем году. Кардинально она ничем не отличается от предыдущих периодов. Каждый эксперт выбирает по одной-две позиции из 15 пунктов «дорожной карты», которые ему интересны больше всего и в которых он является экспертом. Он проводит глубокий анализ и исследование: встречается с чиновниками, органами исполнительной и муниципальной власти, рассматривает, как они исполняют свои обязанности в рамках реализации исследуемого пункта.

Одной из наиболее эффективных форм оценки является контрольная закупка. Ее успешность оценивается не с точки зрения удачи-неудачи для предпринимателя в решении его вопроса, а с точки зрения эффективности работы учреждения, в которое он обратился. Если эксперт считает, что вопросы, связанные, например, с подключением к инфраструктуре, не решены в достаточной степени и при этом опирается на результаты контрольной закупки, то это мнение гораздо более весомое.

Затем эксперт выходит на экспертную группу с четким докладом, в конце которого призывает членов группы проголосовать за один из трех вариантов выполнения пункта дорожной карты, который он прорабатывал: «выполнено полностью», «выполнено частично» и «не выполнено». Однако в этом году эксперты должны будут успеть провести всю работу до декабря включительно и представить свои оценки в АСИ.
Кстати, новую оценку экспертная группа будет проводить в новом составе. В прошлом году работу чиновников по улучшению инвестиционного климата оценивали 22 эксперта, а в этом эту работу будут проводить 19, из которых 11 человек остались из старого состава. При этом теперь экспертная группа наполовину состоит из представителей бизнеса.

В пределах того же уровня

- Весной этого года состоялся Санкт-Петербургский экономический форум, на котором в очередной раз были подведены итоги внедрения стандарта АСИ в регионах и распределены между ними места по уровню инвестиционного климата. К сожалению, наш регион свои позиции в сравнении с 2015 годом не улучшил. В 2015 году мы занимали 28-е место в России, а в 2016-м стали занимать 32-е. Мы не очень сместились, колебание небольшое, всего четыре позиции, но тем не менее задачи, поставленные губернатором перед правительством, были более амбициозные, - рассказывает Константин Захаров.

По словам руководителя экспертной группы, кроме них есть еще две реперные точки, по которым проводится оценка инвестклимата региона: статистические данные (насколько регион сдвинулся по параметрам оценки) и опросы экспертов (замер настроения бизнеса с точки зрения их оценки ситуации).

Если посмотреть на рейтинг наших соседей, то увидим, что в 2015 году Свердловская область занимала 47-е место, а в 2016 году поднялась на 35-е место, мощный скачок вверх сделал и Пермский край, поднявшись с 56-го места (в 2015 году) на 30-е место (в 2016 году), а вот Курганская область, наоборот, с 67-го места опустилась на 77-е место.

- Тюмень в 2016 году заняла пятое место. Но есть пять регионов – Москва, Санкт-Петербург, Тюмень, Ханты-Мансийский и Ненецкий автономные округа, – они обеспечивают 80 процентов налоговых поступлений России. Раз это так, то с точки зрения рынка бизнес в этих регионах всегда чувствует себя лучше, - поясняет столь высокий рейтинг Тюмени Константин Захаров.

Член экспертной группы, председатель правления ОАО «Челябинвестбанк» Сергей Бурцев считает, что мы остались в примерно той же части рейтинга инвестиционной привлекательности регионов потому, что на фоне опередивших нас субъектов приложили недостаточное количество усилий по улучшению ситуации.
- Другие регионы тоже не стоят на месте: они тоже повышают или понижают свой статус в рейтинге. И наше смещение на несколько позиций вниз значит, что какие-то другие регионы приложили больше усилий. Это не значит, что мы ничего не делали, но мы были менее деятельные, чем те, кто нас обошли, - говорит Сергей Бурцев.

Пункты особого контроля

В прошлом году исполнение некоторых пунктов «дорожной карты» вызывали у участников экспертной группы сомнения и нарекания. Например, пункт 4 «Принятие законов субъектов РФ о защите прав инвесторов и механизмов поддержки инвестиционной деятельности».

- Мы обратили внимание, что региональное законодательство не в полной мере обеспечивает защиту неизменности экономических условий для инвесторов в период действия инвестиционного проекта. Существенный фактор инвестиционной непривлекательности заключается в том, что инвестиционные проекты, рассчитанные на пять и более лет, не могут быть обеспечены гарантиями регионального звена на неизменность условий, при которых инвестор входит. Это является одной из причин, которые мешают инвестору принять правильное решение. Что изменилось в этом вопросе, предстоит нам узнать в ходе предстоящей работы, - говорит Константин Захаров.

На контроле и пункт «дорожной карты» под номером девять: «Создание специализированного интернет-портала об инвестиционной деятельности субъекта РФ». В прошлом году группа экспертов отметила некорректность и недостаточность качества перевода информации, представленной на портале, а также неполное исполнение возможностей портала. Они даже хотели понизить статус по этому пункту, но новый руководитель Агентства инвестиционного развития уверил, что все эти вопросы решены, осталось только технически это все исправить.
- С тех пор прошло более трех месяцев, но, насколько мне известно, портал так и не стал точкой сборки всей информации, которая поступает с других сайтов, таких, как министерство экономического развития и другие. То есть точкой входа для инвесторов он так и не стал. Но это мое субъективное суждение. Экспертам предстоит
изучить этот вопрос и вынести на группу более изученное мнение на момент принятия решения, - обращает внимание руководитель экспертной группы.

Седьмой пункт «дорожной карты» «Наличие доступной инфраструктуры для размещения производственных и иных объектов инвесторов» также держат на карандаше. Эксперты отметили необходимость расширения доступной инфраструктуры в регионе в части аккредитации индустриальных парков и их развития.

И тут намечается положительная тенденция: сегодня количество площадок индустриальных парков растет. Первым в регионе и пятым в России «Станкомаш» вошел в число индустриальных парков страны, которые прошли процедуру проверки Минпромторга России на соответствие требованиям правительства РФ. Находится на аккредитации технопарк Магнитогорского металлургического комбината. Помимо этого, в стадии окончательного решения находится площадка в Сосновке, ведется достаточно большая работа по новым площадкам, которые фактически существуют, но никак не оформлены юридически. Насколько эффективно эта работа будет проведена исполнительными органами власти, нужно будет оценить экспертам.

Также в топ-лист «Под особым контролем» попал пятый пункт «дорожной карты» по улучшению инвестиционного климата на Южном Урале - «Наличие совета по улучшению инвестиционного климата».

- Группа просила внести на обсуждение в Заксобрание рассмотрение критериев инвестиционных проектов. Также было предложение увеличить количество предпринимателей в составе группы до 50 процентов и рассмотреть возможность создания совета по сопровождению инвестиционных проектов. В Законодательном собрании мы ежемесячно вносим поправки в законы о налоговых льготах, введено понятие «специального инвестиционного контракта» в законы. В течение года органы исполнительной власти достаточно оперативно учитывали пожелания, которые члены группы высказывали в ходе рабочих встреч, - комментирует Константин Захаров.

По остальным пунктам «дорожной карты», кроме названных, эффективность реализации мероприятий членами экспертной группы была признана соответствующей требованиям стандарта и, как отметил руководитель экспертной группы, на период экспертной оценки была достаточна.

- Я специально подчеркиваю: поскольку жизнь идет вперед, появляются новые требования, очень сильно меняется среда, на период оценки есть вероятность, что эти требования уже стали недостаточными, и нам это тоже предстоит оценить, - отметил руководитель экспертной группы.