Меню

Челябинцы определили, кто такой творческий человек

22.11.2016 10:03 - автор Андрей ВАГАНОВ


Темой очередного разговора с психологами из группы «Пси-Фактор» Светланой Ковалевой и Людмилой Дейнеко стало творчество как особое состояние личности. Кто такой «творческий человек»? Как разбудить его в себе? Эти вопросы стали поводом для наших рассуждений…

Разбудить «внутреннего ребенка»

С. Ковалева: Творческий человек – это тот, кто не боится пробовать и ошибаться. Ведь творчество – это прежде всего эксперимент, и если человек панически боится ошибиться, сделать что-нибудь «неправильно», то он будет скорее следовать неким шаблонам и стереотипам. Еще творческим людям свойственно любопытство ко всем проявлениям жизни и привычка находить в ней нечто удивительное. Не зря творческий подход иногда связывают с образом «внутреннего ребенка», который живет в каждом взрослом человеке. Ведь дети – это самые бесстрашные экспериментаторы, самые любопытные исследователи. Для них порой не важны ни форма, ни престиж… Помню, как-то на юге я была свидетелем одной интересной сценки. Какие-то дети пришли на пляж с навороченными айфонами – подарками родителей. Те, у кого таких гаджетов не было, завидовали недолго. Раздобыв бумажные листы, они быстро нарисовали на них телефоны с совершенно немыслимыми функциями и стали с ними играть. И что же? Дети с телефонами мигом отдали их родителям и тоже начали рисовать на бумаге – потому что творчество заразительно…

Л. Дейнеко: Почему-то слово «творчество» у нас стало синонимом слова «искусство». Как будто монополию на творческий подход установили актеры, писатели, художники. Между тем творческими могут быть абсолютно все люди, независимо от того, кем они работают.

С. Ковалева: Совершенно верно, творчество присутствует везде – я, например, наблюдаю творческую жилку даже в своей бухгалтерии… А уж в бизнесе, где очень важно обойти конкурентов, быть особенным и выделяться среди других, без творческого подхода просто не выжить…

Не бояться быть «не как все»

С. Ковалева: Как разбудить в себе творческого человека? Прежде всего надо научиться признавать свои ошибки. Потому что ошибаться – это нормально. И надо не делать из ошибок трагедии, а воспринимать их как повод для движения вперед, как повод для раздумий о том, почему произошла ошибка… Однако такие раздумья не должны мешать пробовать новые пути и возможности развития!

Л. Дейнеко: Еще очень важно воспитание самостоятельности, независимости от чужого мнения, чужой оценки… «Внутренний цензор» должен руководствоваться не желанием понравиться всем, заслужить одобрение и популярность, а таким, например, критериям, как сохранение верности самому себе, своих представлений о чести и достоинстве… Свое мнение нужно уважать так же, как и мнение другого человека. И следовать своим курсом…

С. Ковалева: Творческий подход подразумевает отказ от традиционной шкалы оценки «хорошо - плохо». Если уж анализировать свои эксперименты, то надо смотреть, что стало по-другому, что появилось нового… Негативное ощущение боязни плохой оценки уходит, появляется больше свободы. Кстати, именно это ощущение свободы призваны воспитывать многочисленные тренинги с использованием элементов художественного творчества. Ведь в арсенале современных психологов – различные игры, театр, рисование и лепка, танец… Игра позволяет моделировать самые разнообразные ситуации, раскрепощать человека (ведь он действует не взаправду, а понарошку)… Психологи говорят: танцуйте, как можете, не думайте о стиле и «правильных» движениях…

Высвобождение энергии

Л. Дейнеко: Творчество высвобождает колоссальное количество внутренней энергии человека. Потому к запретам в этой области надо подходить очень внимательно. Например, общеизвестно, что подростковая жестокость, о которой сегодня так много говорят, возникает во многом от того, что молодым людям негде высвободить эту внутреннюю энергию. Потому она превращается в такие экстремистские формы, призванные обратить внимание взрослых…

С. Ковалева: Поэтому очень важна адаптация к жизни в игровой форме: если человеку дают поиграть в различные ситуации, он оказывается более готов к ним в жизни и вообще к возникновению любых ситуаций.