Меню

Малый и средний бизнес подвели итоги года

17.01.2017 15:30 - автор Подготовил Андрей ВАГАНОВ


Прежде чем делать прогнозы на будущее, полезно полвести итоги. Общественная организация «ОПОРА России» попросила своих экспертов поделиться видением ситуации для малого и среднего предпринимательства в предстоящем году. Вот что у них получилось…

Леонид КОВАЛЬ, председатель комитета по государственным и муниципальным закупкам ЧОО «ОПОРА России»:
– Остро стоит вопрос о том, чтобы в закупках для южноуральских заказчиков активно боролись и побеждали предприятия Челябинской области. Назрела необходимость в рамках действующего законодательства, не нарушая принципа конкуренции, на всех уровнях развернуть работу по созданию условий победы в конкурсах и аукционах предприятий области. Нужна разумная протекционистская политика. Бюджетные деньги, деньги крупных корпораций-заказчиков должны оставаться в области.

Увеличение в два раза порога отнесения предприятий к МСП, которое стало итогом встречи президента страны с бизнес-сообществом на январском форуме «ОПОРЫ» (с 60 млн руб. до 120 млн руб. для микробизнеса, с 400 млн до 800 млн руб. для малого и с 1 до 2 млрд руб. для среднего) позволило многим компаниям воспользоваться льготными проектами кредитования или программами поддержки. Однако, по сведениям «ОПОРЫ», многие компании просто не знают о подобных программах. Созданные в области фонды поддержки должны решить эту проблему через создание системы «одного окна», но теперь необходимо донести информацию о деятельности фондов.

Денис КОНСТАНТИНОВ, вице-председатель совета, председатель комитета по промышленной политике ЧОО «ОПОРА России»:
– Резюмируя итоги прошедшего года, отмечу, что он был крайне тяжелым, но он не сломил веру в успех – производственники не опустили руки и продолжают совершенствовать продукцию, расширять ассортимент, заниматься подготовкой, научным поиском и внедрением. «Административный шторм» и неналоговая нагрузка, по мнению промышленников, усилилась – постоянно менялись правила игры, создавая нервозную обстановку. Заявленные тренды об упрощении требований к ведению хозяйственной деятельности и снижению административных барьеров, проверках контрольно-надзорных органов до сих пор не нашли ощутимого практического выражения. Меры поддержки не всегда были доступны или достаточны, что и не позволило результативно закончить год. К минусам могу отнести и ощутимое усиление конкуренции, падение платежеспособности и добросовестности контрагентов. Развитие производства с опорой на собственные ресурсы не способно ощутимо улучшить темпы роста экономики. По моему мнению, результаты деятельности в этом году приблизились к финансовым показателям 2014 года, при этом для более качественного и быстрого роста внешние условия пока отсутствуют.

С другой стороны, социальный бизнес, очевидно, переживает подъем: в сфере частного здравоохранения Челябинской области отмечен рост по основным направлениям к 2015 году: стоматология – 4,2%, неврология – 14,9%, акушерство и гинекология – 3,6%, косметология (лицензируемая) – 6,5%, офтальмология – 12,2%, травматология и ортопедия – 16,2%.

Алексей ЛАРИН, руководитель комитета по здравоохранению и социальной политике ЧОО «ОПОРА России»:
– Если говорить про бизнес в социальной сфере, то, в принципе, незанятых направлений остается много, это и определяет возможности роста. На наш взгляд, для предприятий этой отрасли 2017 год должен стать удачным.

В целом, по данным «ОПОРЫ России», по стране фиксируется рост числа предпринимателей на 5,3%. Это, несомненно, третья волна роста в современной России. По данным ФНС России, их стало больше на 188 тысяч человек. Но остается еще средний бизнес, в секторе которого в стране насчитывается лишь порядка 20 тысяч предприятий. Перед нами стоит глобальная цель – довести долю малого и среднего бизнеса минимум до 40%, а как максимум – до 50% в структуре ВВП страны. Сегодня этот показатель равен примерно 20 процентам.
Артем АРТЕМЬЕВ, председатель совета ЧОО «ОПОРА России»:

– Несмотря на позитивные изменения климата для предприятий малого и среднего бизнеса, непростая экономическая ситуация не позволяет нашим предпринимателям излучать оптимизм. Покупательская способность населения падает, сети агрессивно наступают, и многие бизнесмены озабочены не развитием, а сохранением бизнеса. Однако те, кто смог перестроиться и заняться актуальными видами бизнеса, чувствуют себя значительно лучше. Для предпринимателей сейчас важнее скорость адаптации, а не объем ресурсов.