Меню

Южноуральцы разбирались, кому выгоден прямой расчет

03.02.2017 07:54


Южный Урал захлестнула новая волна актуальных вопросов по теме ЖКХ. Едва успели утихнуть претензии по поводу законности взносов за капитальный ремонт, как челябинцам пришлось вновь разбираться с очередной напастью – взносами на ОДН, которые перешли из коммунальной услуги в жилищную.

Свежий закон, который вступил в силу всего лишь с 1 января текущего года, сломал об себя уже много копий. Однако еще больше самых разнообразных откликов поступает к нам по поводу преимуществ и недостатков прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями. При этом каждый месяц законотворцы «угощают» россиян новыми законами, постановлениями и поправками... Особенно тяготит осознание того, что каждый участник коммунального рынка в данный момент понимает их по-своему. В итоге управляющие организации дают одни комментарии, ресурсники – другие, позиция специалистов Минстроя зачастую противоречит им обоим, а жителям остается лишь недоуменно взирать на их распри, ожидая, когда придут первые платежки.

Несмотря на то что мы также измучены всей этой нервотрепкой, данная тема остается одной из самых важный на нынешний момент. Поэтому мы продолжаем наш диалог об ОДН и прямых расчетах...

Начнем с ОДН

Как мы уже писали в одном из прошлых номеров, эта тема очень сложная, но мы стараемся показать разные грани проблемы. Давайте порассуждаем, что же получается в итоге? Раз услуга передана из коммунальной в жилищную, то и ответственность за содержание и ремонт сетей также ляжет на плечи управляющих организаций. А у них для этого нет ни сотрудников, ни опыта. Для того чтобы грамотно заниматься этой новой работой, необходим будет штат опытных специалистов, в то время как у ресурсников освободятся работники. В переходный период будет гораздо проще нанимать тех же специалистов или передавать работу на аутсорсинг, что неизбежно негативным образом отразится на эффективности работы управляющих организаций. А пострадают в конечном итоге люди: именно с них будут брать средства на свою деятельность УК, больше у управляющих организаций статей дохода нет.

В свою очередь, собственники получат усредненные нормативы, и те, кто исправно передавал показания счетчиков и тщательно следил за состоянием дома, не будут больше экономить на протечках воды и потерях электроэнергии или тепла. Это сыграет на руку тем, кто безответственно относится к своему многоквартирному дому: ОДН для них снизится. В итоге эффект от переноса ОДН в жилищную услугу может быть прямо противоположным: вместо заботы о кошельке и о зданиях инновация приведет к росту аварийности и увеличению трат.

Рассчитаемся напрямую

Специалисты Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России предложили россиянам оплачивать ЖКУ напрямую поставщикам. Соответствующий законопроект был подготовлен в ведомстве в середине декабря прошлого года и опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Напомним, что этот документ обязывает россиян платить за свет, воду, газ и тепло напрямую поставщикам этих коммунальных ресурсов, минуя управляющие компании, ТСЖ и ЖСК. В Минстрое рассчитывают, что в результате внедрения новой системы коммунальные платежи станут меньше, так как будет исключено посредническое звено в виде управляющей организации. На минувшей неделе специалисты Минстроя РФ вынесли данные изменения в Жилищный кодекс РФ на публичные обсуждения. По их мнению, нововведения призваны решить проблему неплатежей населения, а также сделать сами платежи более прозрачными.

Документом также предусматривается перерасчет размера платы за ЖКУ при несоответствующем качестве услуг. Например, если будет установлено, что вода была грязной еще до того, как попала в дом, ресурсоснабжающая организация должна будет сделать перерасчет. В противном случае отвечать будет обслуживающая организация.
Получается, что на счета обслуживающей организации должны поступать только деньги за ее услуги – уборку подъезда, текущий ремонт и тому подобное. Непосредственно плата за воду должна зачисляться на счет водоканала, за отопление – ресурсоснабжающей компании.

– Исключая управляющие компании из финансового потока, мы, во-первых, снижаем риски, а во-вторых, делаем рынок неинтересным для тех, чья бизнес-модель – не управлять жильем, а пытаться заработать на денежном потоке, – подчеркнул Андрей Чибис.

Минстрой придумал схему, как эти платежи объединить в одной квитанции, но расщепить на уровне банка. Есть и другой вариант: в единой квитанции будут указываться реквизиты нескольких компаний. При этом комиссия за оплату услуг ЖКХ не изменится, так как она зависит от суммы.

А если не платить?

Прямые расчеты могут быть выгодными. Давайте представим, что собственник жилья не платит за ЖКХ, а квитанции ему приходят от управляющей организации, а не от ресурсников, как это будет при прямых расчетах. Тариф за обслуживание и ремонт для управляющей компании не оплачен, значит, она не получила деньги на все свои нужды. Кроме того, управляющей организации необходимо рассчитаться по счетам, которые ей ежемесячно выставляют ресурсники. Хочешь – не хочешь, а эти счета надо оплачивать здесь и сейчас, несмотря на неплатежи собственников, которые, по последним данным, достигают 4 – 5 процентов от общей массы. Кроме того, управляющей организации нужно оплатить ресурсникам в том числе и плату за общедомовые нужды, которые сейчас уже находятся в графе «жилищные услуги» и рассчитываются по тарифу. В том числе и за ту воду и электричество, которое использовали сверх тарифа. Это приведет к тотальным банкротствам, поэтому у перехода на прямые расчеты столько сторонников.

Но есть и противники такого решения. Эксперт регионального отделения Общероссийского народного фронта в Алтайском крае, генеральный директор ООО «Вычислительный центр ЖКХ» Наталья Кудачина считает, что предложенная схема самостоятельного начисления платежей ресурсоснабжающими организациями приведет к удорожанию коммунальных услуг и повысит риски неплатежей.

– Необходимо законодательно утвердить схему прямых расчетов, уже действующую во многих регионах, не изменяя порядок начисления, – считает эксперт.

Наталья Кудачина отметила, что авторы законопроекта предлагают вместо управляющих компаний и товариществ собственников жилья обязать ресурсоснабжающие организации начислять плату за коммунальные услуги населению, а для печати и доставки платежных квитанций создать единые расчетные центры.

– Ресурсоснабжающим организациям придется содержать абонентские службы для работы с собственниками жилья и вести их лицевые счета, уверена Наталья Кудачина. – Расчетные центры будут вынуждены привлекать сторонние организации для доставки квитанций. Дополнительные расходы неизбежно приведут к росту стоимости коммунальных услуг для конечных потребителей. Кроме того, увеличатся сроки доставки квитанций.

Она также подчеркнула, что неизбежно возникнут сложности с определением фактического местонахождения собственников нежилых помещений в многоквартирных домах. Этими сведениями обладают только УК и ТСЖ.
– Достаточно внести в ст. 155 Жилищного кодекса изменения, в соответствии с которыми граждане обязаны всегда напрямую оплачивать услуги ресурсоснабжающих организаций, указанных УК и ТСЖ в едином платежном документе. Пока это возможно только по решению общего собрания, – пояснила свою позицию эксперт регионального отделения ОНФ.

Кудачина поделилась, что во многих регионах уже давно выстроена эффективная система прямых расчетов. К примеру, такая система приема и обработки платежей функционирует в Алтайском крае.

– Системой охвачено около 300 населенных пунктов, – пояснила она. – Она позволяет перечислять средства на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций непосредственно в момент приема платежей граждан в банковских или почтовых отделениях. Сложилась и система печати и доставки квитанций населению: УК и ТСЖ заказывают начисление платы и печать квитанций в расчетных центрах, при этом доставку квитанций населению осуществляют своими силами.

Прямая оплата за услуги ресурсоснабжающих организаций возможна и при непосредственном управлении многоквартирным домом или для частных домов, дополнила Кудачина. В этих случаях расчетный центр организует доставку платежных документов по договору с ФГУП «Почта России».

– При переходе к повсеместной системе прямых расчетов за коммунальные услуги нужно оставить за регионами право определять конкретные методы достижения поставленной задачи, чтобы не ломать уже отлаженные, успешно действующие схемы, – подытожила Кудачина.

Ресурсники, в свою очередь, настаивают на сохранении прямых расчетов между собственниками и ресурсоснабжающей организацией. Их позиция вполне понятна: расчет идет напрямую, минуя лишнее звено в виде управляющей организации, которая на эти цели тратила бы много денег, времени и сил. Управляющие организации такие перспективы также вполне устраивают: им не нужно изыскивать средства для возмещения неплатежей жителей, которые требуют оплатить ресурсники. И работа с задолженностью также обходит их стороной. Однако у федеральных чиновников, похоже, есть другое мнение.