Меню

На Южном Урале пытаются справиться с кассовой катастрофой

06.04.2017 14:41 - автор Оксана ВЕЛИКАЯ


Научно-консультативный совет по налогам при уполномоченном по защите прав предпринимателей в Челябинской области рассмотрел вопрос о введении нового порядка работы контрольно-кассовой техники. Предприниматели рассказали, с какими проблемами им придется столкнуться при переходе на новые онлайн-кассы. Вопросов много, ответов нет.

Открывая заседание, бизнес-омбудсмен Александр Гончаров подчеркнул, что массовое и фактически одновременное введение в действие различных электронных систем государственного учета и отчетности для бизнеса в период 2015 – 2017 годов (система «Платон», ЕГАИС, онлайн-кассы) является актуальной проблемой предпринимательства как в регионе, так и в целом по стране.

– В мой адрес за последние два месяца поступило более 120 предпринимательских обращений, среди которых были и коллективные жалобы из Златоуста, Нязепетровска, Копейска, Пласта, Кунашака и из других муниципальных образований Челябинской области, – говорит Александр Гончаров. – Сельский бизнес вообще новые правила воспринимает как катастрофу, поскольку найти денежные средства на закупку новых ККТ и программного обеспечения к ним в условиях экономического спада и падения выручки весьма проблематично.

Напомним, необходимость применять онлайн-кассы для большей части предпринимателей, осуществляющих расчеты с покупателями за наличный расчет или с помощью банковских карт, наступает с 1 июля 2017 года. С 1 июня 2018 года применение онлайн-касс становится обязательным и для предпринимателей, уплачивающих налоги по системе ЕНВД и патентов.

Между тем предприниматели, начавшие процесс перехода на новую кассовую технику, столкнулись со множеством проблем.

– Эти проблемы, скорее, не правового, а технического характера. При их решении мы должны соблюсти баланс интересов государства, бизнеса и потребителей, – отмечает общественный представитель уполномоченного по налогам Алевтина Белешова.

По словам бухгалтера одной из аптечных сетей Галины Карпук, предприятию необходимо заменить около сотни кассовых аппаратов.

– Мы столкнулись с тем, что приобретенные нами кассы часто выходят из строя, и пока идет процесс настройки, торговая точка закрывается. При этом поставщик признает наличие брака. В данный момент времени существует острый дефицит фискальных накопителей, и когда они появятся – неизвестно. Нам в апреле нужно заменить 11 касс. Поскольку старые кассы уже нельзя перерегистрировать в налоговом органе, а для новых касс мы не можем купить фискальные накопители, мы сидим как на пороховой бочке, ведь в любой момент может остановиться работа нескольких торговых точек. А это прямые убытки. Мы подсчитали затраты, в которые нам обойдутся новые кассы, – примерно три миллиона рублей. К этому еще следует прибавить оплату услуг оператора фискальных данных и огромный стресс, в котором мы работаем, – рассказывает Галина Карпук.

Ее поддержала финансовый директор культурно-развлекательного холдинга Любовь Яковлева. Вместе с вышеописанными сложностями холдинг столкнулся еще и с проблемой несовместимости программных продуктов новых касс и специального программного обеспечения предприятий общепита.

– Мы несколько месяцев ждали тестовый образец онлайн-кассы. Он недавно пришел, и мы обнаружили, что наши программы с ним не работают. Мы судорожно стали искать новые программные продукты и выяснили, что их сегодня всего два – по одному производитель заканчивает поддержку, а новый еще не разработал, а ведь нам по системе ЕГАИС надо передавать информацию. Сейчас мы понимаем, что нам не только нужно приобрести 35 онлайн-касс с фискальными накопителями, но и доработать каждый из них под наши нужды, поменять всю систему учета, обучить персонал. В масштабах всего холдинга затраты превысят 10 миллионов рублей, – описывает ситуацию финансовый директор.

Полвыручки за кассу

По словам общественного представителя уполномоченного в Красноармейском районе Ольги Пестриковой, у малого бизнеса проблем еще больше. Например, где найти средства для оборудования онлайн-кассами, которые стоят по 30 тысяч рублей, маленькие магазины, где недельная выручка составляет 60 тысяч? Также предприниматели не понимают, зачем нужна онлайн-касса, если уже есть кассовый аппарат, работающий по системе ЕГАИС? Ведь, по большому счету, он тоже передает электронный чек. Ну и за гранью понимания сельских бизнесменов, зачем в глубинке, где нет устойчивого Интернета, вменяют в обязанность ставить онлайн-кассы?

– От имени всех бизнес-омбудсменов Уральского федерального округа мы направили коллективное обращение к уполномоченному при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борису Титову и председателю правительства Дмитрию Медведеву об отсрочке или даже отмене необходимости применять онлайн-кассы предпринимателям, применяющим ЕНВД и патентную систему налогообложения, – говорит южноуральский бизнес-омбудсмен.

Со своей стороны заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Марина Екимова отметила, что налоговые органы действую только в рамках закона и обязаны обеспечивать его действие.

– Мы не собираемся выходить на проверки сразу после 1 июля и создавать дополнительные проблемы бизнесу в условиях, когда в регионе нет достаточного объема поставок кассовой техники. Поймите, у ФНС нет цели «закошмарить» бизнес, – подчеркивает сотрудник налоговых органов.

Накопительный дефицит

На вопросы о том, почему образовался дефицит фискальных накопителей, попытался ответить специалист по работе с контролирующими органами компании «СКБ Контур» Артем Чабриков. С его слов, проблема в том, что накопители выпускает единственное предприятие на всю страну. Совсем недавно лицензию на их производство получило второе предприятие, и через некоторое время, с большой долей вероятности, нехватка накопителей будет устранена. Но если завод быстро не запустится, стоимость накопителей будет только расти. Например, в Москве ценник уже вырос до 28 тысяч рублей и на покупку накопителей записана целая очередь. При этом старые кассовые аппараты и защищенная электронная контрольная лента не модернизируются.

В ходе обсуждения вскрылось еще несколько проблем, связанных с новой контрольно-кассовой техникой. Оказывается, новую кассу после покупки нужно активировать в течение трех дней. Однако если касса не используется в течение месяца, она автоматически блокируется, а чтобы ее снова запустить, требуется приобретение нового фискального накопителя. Учитывая довольно частую поломку данной техники, предприниматели не имеют возможности, как это было раньше, иметь резервные кассы, чтобы оперативно заменять неисправные аппараты и не прекращать работу торговой точки.

***
Члены научно-консультативного совета по налогам предлагают отменить жесткие сроки перехода на новую контрольно-кассовую технику и разрешить замену касс по мере окончания срока службы старого фискального накопителя, который не превышает 13 месяцев, разрешить предпринимателям, работающим в труднодоступных и отдаленных от средств связи местностях, применение онлайн-касс в добровольном порядке, предусмотреть в техническом задании для производителей фискальных накопителей создание возможности разблокировки онлайн-кассы после определенного периода неактивности аппарата, а также производить фискальные накопители с большим объемом памяти, чтобы срок его службы превышал 13 месяцев. Все рекомендации будут направлены в законодательные органы власти регионального и федерального уровней.