Меню

Кадастровый учет в Челябинской области стал быстрее

03.07.2017 13:41 - автор Сергей ТАРАН
Кадастровый учет в Челябинской области стал быстрее


Известно, на прохождение формальных процедур в госучреждениях уходит уйма времени. И с этим привыкли мириться, словно бы злой рок россиянина в том, чтобы жить и умереть в условной очереди. Бюрократическая машина крутится неспешно, но подчас неряшливо, ни с чем не считаясь. Не случайно же встречаться с ведомствами добровольно никому не придет в голову — времени жаль. А уж как не любо бизнесу тратить время на бюрократические процедуры! Время — деньги. В этом смысле наша страна далеко не Сингапур, где умудрились свести процедуры к дням, где у нас уходят месяцы.

Однако, в последнее, к счастью, ветер перемен задул во многих ведомствах, позволяя гражданину через портал Госуслуг решать многие вопросы, не выходя из дома. Там даже подсказывают, если, дескать, не придете к нам, то еще быстрее и качественнее получится.
В стороне от обновлений не остались Федеральная служба регистрации и Росреестр. И в этих ведомствах начались приятные изменения, так что пресловутый Сингапур мы, может быть, и «сделаем» в перспективе, чем черт не шутит.

Модель уходит в цель

Хорошая новость. Регистрационные ведомства разработали и приступили к внедрению целевых моделей.
- Вопрос очень актуальный для бизнеса, населения, органов местного самоуправления, - говорит и.о. руководителя Управления Росреестра по Челябинской области Ольга Смирных. - Целевые модели, Дорожные карты — термины в ходу. Правительство от 1 декабря 2012 года для органов государственной власти были определены ряд показателей. Их обязательно нужно было достигать. По сути, это был план работы до 2020 года.

По словам чиновницы, в 2017году вышло распоряжение Правительства, в котором были утверждены «Целевые модели ведения бизнеса» ради упрощения ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъекта РФ. В 2014 году «Агентство стратегических инициатив» по поручению Президента РФ провело оценку всех показателей органов госвласти и местного самоуправления. И уже в дальнейшем ведомства регистрации двинулись по этим целевым моделям (ЦМ).

Таких моделей сегодня всего 12. И они касаются не только управления Росреестра и Кадастровой палаты, но и ряда других государственных органов. За разрешениями на строительство, подключение к инженерной инфраструктуре, газораспределение и так далее приходится обращаться в разные места. В зоне ответственности Росреестра по Челябинской области — две дорожных карты: «Регистрация прав собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества» и «Постановка на кадастровый учет земельных участков и иных объектов недвижимого имущества». Понятно, что зарегистрировать, скажем, право на землю и поставить ее в кадастр — дело не пятиминутное. Однако у этих двух карт есть свои нормативы по времени, обязательные для органов госвласти. Здесь-то и проверяется эффективность управления по показателям – срокам подготовки документов. Уже в рамках существующих моделей упрощения ведения бизнеса составлялась Дорожная карта — план мероприятий, с помощью которых можно достичь желаемых показателей, и которые, собственно и возможны-то только во взаимодействии с органами местного самоуправления. Поэтому свою дорожную карту составили для каждого муниципалитета.

Регистрация права

В этой дорожной карте предусмотрено пять показателей. 1)Уровень предоставления госуслуг через МФЦ. Планировалось, что в конце 2017 года количество всех поданных заявлений на госрегистрацию достигнет уровня 70-ти % в многофункциональных центрах Челябинской области. Но уже за прошедшие пять месяцев этот показатель составил 90,8%.

2) Доступность подачи заявлений. Предусмотрено было, что нагрузка на одно окно в МФЦ не должна превышать в объеме 19 пакетов документов от заявителей. Но достаточное количество окон позволило сократить нагрузку до четырех пакетов.

3) Обеспечение межведомственного электронного взаимодействия с иными органами государственной и муниципальной власти. Представьте, что документы пришли. Осталось все оформить, но вдруг возникли причины, которые препятствуют проведению госрегистрации. И чтобы заявителя не гонять по инстанциям, не обязывать его предоставить какой-то дополнительный документ, службы сами между собой быстро свяжутся и «решат вопрос». Сроки «увязки» предусмотрены до пяти дней. На практике — в два раза быстрее. Система работает. Ее показатель предусмотрен — 50%, но уже удалось выйти на уровень в 60%.

4). Сроки государственной регистрации. В настоящий момент — семь дней. Фактически — пять дней.
- Этого показателя достичь было не просто, - отмечает Ольга Смирных, - дело в том, что с 1 января 2017 года вступил в действие новый 218-й Федеральный закон, который полностью изменил систему госрегистрации кадастрового учета. Поменялся ряд процедур, сроки, появилась одновременность регистрации и учета. Но к этому участники рынка оказались не готовы. У нас шло не все гладко. Но управлению удалось сохранить пятидневный срок госрегистрации. Более того, сокращены сроки до трех-четырех рабочих дней. Но есть обстоятельства, когда и такой небольшой срок кажется большим. Ситуации, как всегда, бывают «горячими». Кому-то кредит в банке получать, кому-то уезжать, кому-то продавать. Вариантов много. Но и дело можно и ускорить. При этом, если заявитель предоставляет документы в электронном виде, то срок госрегистрации будет составлять один-два рабочих дня. Достаточно для этого зарегистрироваться на портале Госуслуг и иметь цифровую подпись.

5) Качество регистрационного процесса.
Есть такие понятия, как «приостановление регистрации» и «отказ». Это в случае, когда заявителем был предоставлен не полный комплект документов, либо имелись какие-то замечания, либо сделка не соответствовала условиям законодательства. «Дорожной картой» этот показатель установлен в пределах 6,6%. Однако в январе 2017 года в Управлении Росреестра показатель «приостановленного» составлял уже 4,8%, то сегодня - 2,8% от всего количество принятых документов.

По «отказам», когда замечания так и не были устранены, установлен предел — 1,2%. В январе было -1,3%. Сегодня — 0,75%.

- Было не просто достичь таких показателей. Был проведен анализ причин «приостановлений» и «отказов», составлен план мероприятий совместно с Кадастровой палатой. В первую очередь обучили специалистов МФЦ в сфере качества документов, требований госрегистрации. Обучали и профессиональных участников рынка. Для них проводили мастер-классы. А для чиновников местного самоуправления - обучающие семинары. Теперь и сами предприниматели могут оценить нашу работу, - отмечает Ольга Смирных.

Как попасть в реестр

«Постановка на кадастровый учет земельных участков и иных объектов недвижимого имущества». Кажется, совсем близко получение заветного документа. Но как это делается?

- Эта целевая модель разработана с учетом логики действий предпринимателей, - поясняет директор филиала Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Челябинской области Марина Семенова, - которые они должны совершить для оформления земельного участка. Начиная с выбора участка, анализа документов по градостроительной деятельности, которые утверждают органы местного самоуправления, от схемы до подготовки межевания. Этим занимаются профессиональные участники рынка. Постановка на учет — завершающее звено в длинной цепочке.

По словам чиновницы, в общем процессе участвует три условных зоны ответственности: чиновники органов местного самоуправления (справки, разрешения и другое), кадастровые инженеры (планы, проекты межевания) и регистратор (кадастровый учет — финал всей работы). Самое большое количество мероприятий в зоне ответственности местного самоуправления. Из 16 показателей к ним относятся более половины и в «Дорожной карте» содержится около 80-ти мероприятий. Но для этого муниципалитеты с самого начала должны были принять свои регламенты. Сегодня «в игре» по сокращению сроков подготовки документов 43 муниципалитета. Остались в регионе единицы, где «руки не дошли». Но на совещании у губернатора принято решение — к июлю весь регион будет в «процессе».

На что направлены регламенты, которые должны были принять в муниципалитетах? На изменение показателей по срокам. Так утверждение схемы земельного участка сократили с 30 до 20 дней. Срок присвоения адреса тоже сократили с 30 до 16 дней. Увеличилось количество заявлений, поданных через Портал Госуслуг, с 4 до 11%. По линии МФЦ – вырос объем до 84%. А взаимодействие по запросам, без участия заявителя, с органами местного самоуправления – 86%.

Однако проблемным моментом остается качество подготовленных документов от участников рынка и СРО (саморегулирующиеся организации). Чаще их готовят кадастровые инженеры. С этим связано значительное количество приостановок и отказов- 24%. Правда, в мае и июне этот показатель удалось снизить до 14%.
По достижениям показателей национального рейтинга Челябинская область в прошлом году поднялась с 32 места на 22-е.

Как это работает

Например, предприниматель решился построить некий объект для бизнеса. Все начинается в муниципалитете. Выбор земельного участка связан с подготовкой документов градостроительного зонирования. А это перекликается с государственной системой территориального планирования. Предприниматель может прийти посмотреть документы, взглянуть на публичную кадастровую карту, чтобы увидеть границы муниципальные и территориальных зон. А как иначе выбрать земельный участок? Вдруг разместишь торговлю там, где уже развернуто производство. Бывает, что не все участки внесены в кадастр. Органы местного самоуправления этим занимаются. Как нам сказали – «они в процессе работы». Проблема-то в чем? Для внесения документов в кадастр требуются денежные средства. А денег часто нет.

На следующем этапе начинается оформление схемы земельного участка. И присвоение адреса земельного участка. Теперь это не две процедуры, как было раньше, а одна. Это дает экономию времени до 15 дней. А дальше начинается процедура подготовки межевого плана.

- Тяжеловато идет, - признается Марина Семенова, - кадастровые инженеры мало читают «нормативку». А ведь с кадастровыми инженерами у нас около 10-ти площадок для обмена информацией. В скором времени должен появиться федеральный рейтинг кадастровых инженеров. Там можно будет увидеть, как использует электронику специалист (это связано со сроками подготовки документов), сколько у него на практике было приостановок и отказов (качество документов). Тогда можно будет обращаться к самым квалифицированным. специалистам. Интересно, что кадастровые инженеры в Челябинской области состоят в 15-ти разных СРО.

А оформление права собственности пройдет быстрее. На территории нашей области действует 55 МФЦ и 174 их структурных обособленных подразделений. Практически везде созданы специальные окна для предпринимателей и крупных правообладателей. Словом, есть на чем сэкономить драгоценное время. Говорят, бюрократические процедуры оберегают порядок. Но никто не говорил, что внутри процедур время – резиновое.

фото Людмилы ПОТАПОВОЙ