Меню

Выход есть! Кризисный центр Челябинска спасает семьи

04.07.2017 14:01 - автор Надежда Медведкина.


Мы точно знаем, куда звонить, если из окна квартиры валит густой дым или в подъезде пахнет газом. Столкнувшись с нарушением закона, можем набрать «02». Но что делать, если произошедшая беда — дело «житейское», даже семейное, которое, как сор, из избы выносить не полагается?

Таким вопросом задаются те, кто столкнулся с семейными конфликтами или насилием в семье, с суицидальными мыслями, те, кто не может найти общий язык с родными или пережить утрату близкого человека. Для помощи в таких ситуациях существуют особые спасатели — сотрудники кризисного центра. О его работе на расширенном совещании в администрации города отчиталась председатель комитета социальной политики Лариса Мошкова.

Кризисный центр, самый крупный в УРФО и единственный в регионе, появился в Челябинске 10 лет назад. Сейчас в его структуру входят шесть отделений, каждое из которых занимается своим делом. Здесь работают отделение экстренной психологической помощи, «Школа приемных родителей», кризисная квартира на 20 мест. Последней, в 2014 году, появилась служба экстренной помощи. Ее сотрудники — как врачи «неотложки»: подключаются к работе, когда помощь нужна как можно скорее. В числе основных задач — вмешательство на ранней стадии, нормализация отношений в семье, когда ситуация еще не успела зайти далеко.

Штат экстренного отделения - 17 человек. Помимо заведующего отделением здесь работают четыре мобильные бригады. Каждая — группа специалистов «на все случаи жизни»: администратор, психолог, специалист по социальной работе и водитель.

За 2,5 года в отделение обратилось 2018 человек, причем 582 обращений поступило за пять месяцев 2017 года. Подавляющее большинство из них связано с семейными проблемами: зависимостями у детей и взрослых, конфликтами, насилием в семье. С начала года сотрудники сделали 120 экстренных психологических выездов. 30% из них пришлось проводить при участии правоохранительных органов. Такая необходимость возникает, если речь идет о насилии или попытке суицида.

В 2017 году практически все случаи заселения женщин в кризисную квартиру происходили через службу экстренного реагирования. При этом 20% женщин нуждались в медицинской помощи.

Однако распускающий руки супруг или родитель — не единственный повод для звонка в экстренную службу. 65 обращений было связано с темой суицида. В основном обращались взрослые, которых посещали мысли о самоубийстве. Для того, чтобы напряжение спало и суицидальные идеи перестали преследовать иногда оказывалось достаточно одной консультации психолога — 40 — 60 минут разговора.

Еще одна сфера работы экстренного отделения — защита прав несовершеннолетних при проведении следственных действий. За два года психологи приняли участие в 40 следственных мероприятиях (из них 15 — в 2017 году), в которых дети выступали в качестве подозреваемых или пострадавших.

Отдельное направление работы касается отказов от новорожденных. Кризисный центр заключил соглашения с 16 медицинскими учреждениями, где принимают роды. Если врач в таком учреждении видит, что женщина готова отказаться от своего малыша, он предлагает помочь центра. Конечно, пациентка имеет право настоять на своем и не встречаться с психологами. Однако многие женщины колеблются, видят в отказе необходимый, но тягостный шаг. Информация о них в течение 15 — 30 минут уходит в кризисный центр, а через пару часов специалисты уже беседуют с молодой мамой, пытаются понять, что толкает ее на отказ от ребенка, и найти иные пути решения. За полтора года поступил 81 сигнал о потенциальных «отказниках», и 28 детей удалось оставить в семье: их мамы передумали.

Однако иногда человеку вовсе не нужен приезд «экстренной бригады» на дом, а его проблемы можно обсудить и по телефону. В таких случаях спасительным может стать звонок на телефон доверия. Он доступен и для детей, и для взрослых. В 2016 — 2017 годах на линию всероссийского детского телефона доверия поступило около 30 тыс звонков. Из них 15 тыс — от подростков, более 1000 — от родителей или опекунов, прочие — от самых разных людей, столкнувшихся с детским горем. Стоит отметить, что в 2016 году увеличилось количество звонков, связанных с темой детского самоубийства — в Челябинске их поступило 96, на 23% больше, чем в 2015. Но в 2017 эта проблема перестала быть такой острой — за полгода поступило всего 28 вызовов.

Телефон доверия для взрослых — это уже уникальный челябинский проект. Он появился в 2014 году. За 1,5 года сюда поступило 7 519 звонков от людей, оказавшихся в сложной ситуации. На вызовы отвечают специалисты кризисного центра, которые могут помочь справиться с эмоциями или, если проблема требует деятельного вмешательства, сообщить в экстренную службу центра.

Всероссийский детский телефон доверия: 8-800-2000-122
Телефон доверия для взрослых: 735-51-61
Телефон службы экстренного реагирования: 735-51-53