Меню

Конституционный суд запретил отбирать квартиры, которые были незаконно изъяты у государства

06.07.2017 10:00


Конституционный суд запретил лишать добросовестных покупателей квартир, которые раньше были незаконно изъяты у государства. Ранее закон не вставал на сторону покупателя, что породило множество схем мошенничеств — квартиру оформляли по поддельным документам и после цепочки перепродаж конечный покупатель оставался в неведении, что жилье изначально было «добыто» обманом. В итоге квартиру возвращали государству, и покупатель оставался и без недвижимости, и без денег.

На минувшей неделе Конституционный суд РФ запретил лишать добросовестных приобретателей квартир, ранее незаконно изъятых из государственной или муниципальной собственности.

Прецедент создал москвич Александр Дубовец: он стал последним в цепочке приобретателей квартиры, ранее незаконно выбывшей из муниципальной собственности в результате реализации мошеннической схемы. Изначально спорная квартира в 1994 году перешла в собственность Москвы после смерти владельца из-за отсутствия наследников, то есть являлась так называемым выморочным имуществом. Однако в 2007 году нотариусом было подделано свидетельство о праве на наследство, после чего квартиру несколько раз перепродавали, причем законность каждой из сделок подтверждалась государственной регистрацией. У москвича пытались отобрать квартиру, однако он обратился в Конституционный суд с жалобой на пункт 1 статьи 302 Гражданского кодекса РФ.

Прошла череда мучительных заседаний. В мае 2015 года Никулинский районный суд Москвы обязал заявителя (последнего владельца квартиры) без какой-либо компенсации передать квартиру в собственность города. Суд не признал заявителя добросовестным приобретателем. Обжаловать это решение Александру Дубовцу, несмотря на вмешательство Генпрокуратуры, не удалось.

Однако на минувшей неделе Конституционный суд постановил, что данная норма не допускает истребование выморочного имущества у гражданина, который полагался на данные ЕГРН. По сообщению пресс-службы суда, собственник абсолютно честно и легально прошел регистрацию права собственности на имущество. Единственная причина, по которой квартиру нужно было вернуть, — это если в деле появятся данные, что он знал либо должен был знать об отсутствии у продавца права распоряжения спорным жилым помещением.

Квартиру мужчина практически отстоял. Однако теперь множество вопросов появилось к властям. Главный из них — почему они знали (или должны были знать) о наличии жилого помещения как выморочного имущества, но не предприняли своевременных мер для его регистрации в установленном порядке?