Меню

В Челябинске состоялась премьера фильма "Матильда". Не так страшна кинокартина, как её "малюют"

26.10.2017 16:00 - автор Сергей ТАРАН
В Челябинске состоялась премьера фильма "Матильда". Не так страшна кинокартина, как её "малюют"


Сегодня во всех кинотеатрах страны вышел в прокат фильм Алексея Учителя «Матильда». Корреспондент «Вечерки» имел удовольствие познакомиться с кинопроизведением.

Кажется, говорить про шумиху, произведенную в обществе из-за «Матильды», стало общим местом. Но должен признаться, людей, страдающих от «оскорбления религиозных чувств», я не встречал в своем окружении или на работе. Как не удалось, опять же, встретить особ с нежными душевными организациями, по кому «Матильда» могла бы прокатиться катком запредельно бесстыдных сцен. Про бретельку и обнаженную грудь в начале фильма и говорить-то смешно — детский лепет на лужайке. Слава богу, к официальному началу проката классический абсурд «я не читал, но осуждаю» уже отбурлил и где-то в соцсетях сошел на нет. В сухом остатке, как и предрекали многие, - мощная реклама, которая несомненно пойдет на пользу картине в ее прокатной биографии.

В огромный зал «Мегаполиса», на «Матильду», журналисты пришли как на утренник. Сеанс в 10-10 позволил, что называется, увидеть фильм на свежую голову. Первое впечатление — хорошее, добротное кино, именно такое, какое требуется для широкого экрана — красочное, яркое, с фирменным титаническим звуком. Киноведы наверняка расскажут про прекрасную игру актеров, состав которых тоже очень не дурен. Это действительно так. И если зритель придет на зрелище — а не в этом ли суть качественного кино? — он без труда найдет его в «Матильде». Наряды, интерьеры, панорамы и крупные планы, фактура деталей — все в отменном качестве, в изобилии, но без перебора. Может быть, кто-то увидит изъяны в сюжете, ревниво высматривая исторические соответствия. Действительно, венценосная особая бегает как подросток, страдает по девушке. Но кто скажет, что так не бывает в жизни. Мы-то с вами знаем, что «все могут короли», а вот жениться по любви — извините. Но не будем забывать, что драматическая история рассказана художественно. И хорошо, что режиссеру удалось удержаться подальше от «исторически верного кино». Документалистика — совсем другой жанр. Зато нам оставили много воздуха для приключений, напряженной погони, пыток и мистической обреченности.

Но кроме любви, соперничества и дворцовых интриг в сюжете с самого начала начинает накапливаться нехорошее предчувствие беды. Кровь и мистика — вот два лейтмотива, сопровождающие зрителя до неминуемой трагедии. Она не заставляет себя ждать. Ходынское поле с тысячами погибших в давке на коронации последнего царя — настоящий апофеоз. Потрясает сцена, где свежекоронованный император стоит на коленях. Причем он возвышается над полем, усеянном мертвыми телами. А над всем этим радостно бабахают праздничные салюты. И от этого делается картина совсем уж зловещей.

От эпизода к эпизоду рамки частной истории раздвигаются. Начинает угадываться судьба России, роковым образом связанная с судьбой Николая Второго. Хотя мы знаем по урокам истории, что все будет плохо, но догадываться — по-настоящему открывать для себя историю уже на чувственном уровне. И режиссер знает это и легко пользуется этим знанием российского зрителя. Поэтому не нужно ничего дополнительно объяснять. Любовь, счастье, разлука — все в одном в флаконе в императорских масштабах. Что еще нужно?

После просмотра удалось побеседовать с генеральным директором культурно-развлекательного комплекса «Мегаполис» Александром Одольским. В частности он сказал:

- Многие кинотеатры не отменили показы «Матильды». С 26 октября официально начался прокат. Такого выбора у нас не было — показывать — не показывать. Фильм получил прокатное удостоверение федерального министерства культуры. Напомню, фильм частично снят на бюджетные деньги Российской Федерации. Соответственно он попал в прокатный план крупнейшей прокатной компании «Каро». Уже год назад было принято решение о премьере в российских кинотеатрах с 26 октября. В том числе и в сети «Мегаполис».

- Александр Валерьевич, что можете сказать по поводу шумихи вокруг фильма?

- Скандал, связанный с прокатом фильма «Матильда», инициированный известным депутатом Госдумы, - история не очень правовая. Хорошо, что государство поставило точку. Проверки прокуратуры дали однозначную оценку: в фильме нет ничего такого, что оскорбляет чувства верующих. Были задержаны инициаторы скандальных эксцессов, которые угрожали прокату кинотеатров. В отношении них возбуждены уголовные дела. После совещаний в минкультуры и МВД все, кто сомневался, приступили к прокату картины. Однозначно государство определило, что бояться зрителям и кинотеатрам нечего.

- Но вы готовились у себя к каким-то провокациям?

- Знаете, провокаций мы ожидаем каждый день и готовы к ним всегда. Если вы заметили, внутри и около кинотеатра присутствуют сотрудники правоохранительных органов. Вопросы безопасности у нас решаются на хорошем уровне. В отношении проката в Челябинске следует подчеркнуть. Ожидается приезд двух президентов России и Казахстана в наш город. Поэтому меры безопасности соответственно усилены. Проходят проверки. Зрителям нечего опасаться.

- Известно, что особый успех прокатчикам принес фильм «Титаник». Можно ли ожидать, что «Матильда» повторит успех?

- Это не сравнимые вещи. Да, 20 лет назад «Титаник» стал у истоков современного кинопроката. Фильм стартовал в 1999 году. Тогда и началось строительство новых развлекательных центров и кинотеатров нового формата звука и изображения. Колоссальные сборы на российском рынке собрал «Титаник». «Матильда» в этом смысле далеко не шедевр кинопроката. Это нормальный, хороший российский кинопроект. Но с голивудскими блокбастерами фильм состязаться не сможет.