Меню

Челябинские школы нуждаются в финансово-правовых дисциплинах

11.12.2017 13:18
Челябинские школы нуждаются в  финансово-правовых дисциплинах


Преподаватели челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ рассказали о необходимости системного формирования у населения финансово-правовой культуры, начиная со школьного периода.

На минувшей неделе в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете состоялась межрегиональная очно-заочная научно-практическая конференция «Современные подходы к формированию правовой культуры и антикоррупционного сознания обучающихся». Участие в мероприятии приняли первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова, представители ЮУрГГПУ, ЮУрГУ и челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ, а также сотрудники гимназии №23 (организаторы мероприятия), учителя и психологи. В качестве слушателей мероприятие посетили социальные педагоги, преподаватели учреждений высшего профобразования, аспиранты, соискатели, научные сотрудники, студенты и другие.

Как отметили докладчики, одна из причин коррупции – правовой нигилизм, неверие в необходимость соблюдения законов, а один из способов борьбы со мздоимством – это, как, например, в Японии, повышение зарплат и уровня статусности отдельных профессий. Однако кандидат педагогических наук, завкафедрой «Философия, история и право» челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ Ирина Кравченко, выступив с докладом об антикоррупционных стандартах поведения и правовом обеспечении в противодействие коррупции, назвала несколько наиболее, на ее взгляд, эффективных способов противодействия этому негативному явлению. Причем специалист сакцентировала внимание коллег на такой категории, как гражданско-правовое общество и частные лица.

DSC_7283.JPG

«Существует необходимость в разработке локального законодательства в сфере противодействия коррупции, но эта локальная база должна применяться, обновляться и отвечать запросам времени – в первую очередь, не нормативно-правовым актам, а тем ситуациям, которые складываются сегодня, – говорит Ирина Кравченко. – Важна и ответственность юридических лиц. Ведь существуют же определенные санкции применительно к трудовым отношениям. Это те дисциплинарные взыскания, которые могут накладываться руководителем, например, за утрату доверия, за невыполнение должностных обязанностей. В этих рамках работа по противодействию коррупции и должна вестись. Но стоит обратить особое внимание на актуализацию этой деятельности, чтобы она не оставалась в рамках конференций, статей, научных публикаций, а была ничем иным, как солью нашей жизни, тем, с чем мы все ведем борьбу».

Многие выступающие отметили, что правовое и, конкретно, антикоррупционное сознание нужно формировать на всех уровнях, и начинаться это должно с семьи и со школы. При этом, чтобы будущие взрослые стремились действовать в рамках закона, молодежь должна быть образованной не только в вопросах права и этики, но и эрудированной с финансово-экономической точки зрения, и достичь этого, уверены специалисты, можно только с помощью комплексного и системного подхода. Так, например, по мнению инициаторов конференции, в школах нужно ввести отдельный предмет по основам правовых и финансовых знаний, то есть азы права и экономики должны преподавать детям не в рамках обществознания, как это делается сейчас, а более углубленно.

Представители 23 гимназии считают также, что антикоррупционное мышление важно формировать с младшего школьного возраста, и работать на одну цель должно несколько дисциплин, главное – чтобы подобные проекты осуществлялись не для галочки, а велась совместная со школьниками творческая работа.

DSC_7336.JPG

Эти мысли поддержала и Ирина Кетова, доцент кафедры «Экономика и финансы», к.т.н., замдиректора по научной работе челябинского филиала Финансового университета при правительстве РФ, которая провела для педагогов мастер-класс по теме «Содержательное и методическое сопровождение уроков финансовой грамотности для школьников». «Формирование антикоррупционного сознания невозможно без формирования финансовой грамотности, – уверена Ирина Кетова. – Реализация стратегии повышения финансовой грамотности населения РФ в 2017-2023 г.г. предполагает проведение системной образовательной работы с гражданами различных возрастных и целевых групп. Так, наш центр финансовой грамотности не первый год занимаемся не только со студентами, но и со школьниками, учителями, воспитателями детских садов и даже с пенсионерами. Всем этим людям мы даем основы финансово-экономических знаний. Например, у школьников, мы формируем первичные навыки по обращению с финансовыми ресурсами. Необходимость формирования таких компетенций очень актуальна в современных условиях, потому что современный финансовый мир очень сложен, многообразен».

Специалисты финуниверситета с их коллегами разработали специальные методические занятия для внедрения в учебный процесс. «По инициативе минфина и Центробанка в школах страны вводится обучение основам финансовой грамотности не только в рамках обязательного предмета «Обществознание», но и в качестве дополнительных занятий, а для этого требуется подготовка учителей школ в сфере финансового образования, – отмечает Ирина Кетова. – На базе нашего филиала в 2018 году начнет работу региональный методический центр по финансовой грамотности, который и займется повышением квалификации учителей Челябинской области. Всего предполагается обучить 450 человек».