Меню

Повторит ли Челябинск феномен Казани?

04.04.2018 16:36 - автор Андрей ВАГАНОВ


Помню первое впечатление не до конца проснувшегося человека, который всю ночь ехал в автобусе, пытаясь поудобнее устроиться на сиденье: удобный и широкий въезд в город, ровная дорога до самой гостиницы. Так началось наше знакомство с Казанью, куда мы поехали, соблазнившись ценами автобусного тура.

Сегодня те воспоминания снова всплывают в памяти в связи с недавно объявленным решением о проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске. Сможет ли наш город повторить феномен Казани, которая буквально преобразилась после универсиады?

Ответить на этот вопрос очень хочется положительно – но понадобится, на мой взгляд, основательный «разбор завалов». Потому что первое, что поражает в Казани – это образцовая сохранность исторического центра города. Конечно, не обошлось без сноса определенной части ветхих зданий, строительства новодела - по сути, развлекательного парка «Татарская деревня». Однако кварталы зданий прошлого и позапрошлого века, заботливо отреставрированные, не изуродованные кондиционерами на фасаде или огромными вывесками, – это впечатляет.

Справедливости ради надо сказать, что охранять наследие здесь приучили еще с советских времен, когда университетский квартал охраняла незримая тень вождя мирового пролетариата (потому что студент Владимир Ульянов обучался именно в Казани). У нас в городе, увы, исторический центр в основном пошел под бульдозер, в него «врезаны» здания абсолютно иной архитектуры. И в Казани я не видел ни заросших бурьяном пустошей на центральных улицах, ни огромных «неприкасаемых» автостоянок там, где необходимо проложить дорогу…

Все объекты, которые показывают туристам, легко доступны для крупногабаритного транспорта (исключение составляет разве что расположенный на окраине «Храм всех религий», возле которого автобусам приходится жаться на обочине). Магистрали построены так, что турист может обозреть, скажем, огромный Дворец водных видов спорта, не выходя из автобуса. Потому что обойти пешком этот огромный объект, напоминающий застывшую волну размером с квартал, очень сложно. Очевидно, что все спортивные объекты проектировались так, чтобы к ним легко могли подъехать участники соревнований и болельщики, а потом так же легко уехать. А теперь вспомните малый конгресс-холл на улице Труда в Челябинске. Уже сейчас там проблема с парковками и схемой движения…

В Казани я не заметил обычного для Челябинска момента сужения - когда широкая дорога вдруг упирается в узкий проход между мостовых опор или из четырехполосной магистрали становится двухполосной. Сравним: даже в центре нашего города, возле тщательно проектируемого «двурогого» конгресс-холла существует постоянный генератор пробок в лице перекрестка ул. Кирова и Бр. Кашириных. И построить здесь какой-то мост или путепровод очень сложно, а за оставшиеся до саммита годы - практически невозможно. Я уже не говорю про железную дорогу, через которую у нас почему-то строят очень узкие и тормозящие поток транспорта мосты (пример – издевательский мосток на Новомеханической).

Словом, если не обратить внимания на инфраструктуру, мы получим город с перекрытым намертво центром, где будет проходить саммит, и забитыми так же намертво объездными путями. Есть надежда, что внимание на это все же обратят.

Интересно еще и то, что в Казани были построены объекты, к универсиаде никакого отношения не имеющие, зато привлекательные для туристов – например, Дворец бракосочетаний в виде гигантского котла. Или новая огромная мечеть, отлично вписавшаяся в ансамбль старинного Кремля. К сожалению, я не могу назвать ни оного объекта, который был бы за последние годы построен в нашем городе, и на который было бы приятно посмотреть. Или мы всерьез думаем показывать приезжим ТРЦ «Родник», «Алмаз», а в качестве единственного культурного центра – ледовую арену «Трактор»?

Очевидно, что нужна просто сверхмощная воля, какие-то чрезвычайные полномочия и преодоление межведомственного разлада, чтобы максимально эффективно использовать шанс ШОС в интересах города. Думаю, что в состав комиссии по подготовке события обязательно должны быть включены представители РЖД и других федеральных ведомств. Без этого все усилия местной власти будут просто тщетны.