Меню

«Браво-2017»: журналист "Вечерки" стал членом жюри и показал околофестивальные заметки

08.06.2018 10:40 - автор Андрей Ваганов
«Браво-2017»: журналист "Вечерки" стал членом жюри и показал околофестивальные заметки


В нынешнем году автору этого материала впервые довелось участвовать в работе жюри Свердловского областного театрального фестиваля «Браво!». Он напоминает нашу областную «Сцену»: участвуют только премьеры театров Свердловской области, критики приезжают из столиц и соседних регионов… Как и наш фестиваль, «Браво!» расширил географию – впервые часть конкурсных показов и церемония закрытия прошли в Нижнем Тагиле… Однако есть и различия – например, нет актерского клуба, в котором происходит неформальное общение. По-иному представляют публике фестивальные спектакли… Впрочем, о спектаклях подробнее…

Торжество фантазии

В Свердловской области 36 театров (26 в Екатеринбурге плюс 10 в других городах). А это значит, в театральной жизни присутствует реальная конкуренция, которая ощущается в стремлении завоевать зрителя или по крайней мере удивить его.

Конечно, иногда это стремление приводит к тому, что спектакль как будто следует принципу «всё не то, чем кажется». Классическая комедия Гоголя «Ревизор» в Екатеринбургском ТЮЗе превращается в фантасмагорию «Э!..», персонажи которой одеты в клоунские костюмы, камерная история семейства Турбиных на сцене драматического театра столицы Урала обретает эпический размах, а знаменитая «Баядера» Кальмана в интерпретации Новоуральского театра становится историей в духе Болливуда о разлученных в детстве принце и принцессе…

Впрочем, торжество фантазии постановочной группы не всегда приводит к формальным изыскам. Так, в спектакле театра им. А.Чехова из Серова «Сучилища» режиссер Петр Шерешевский (Санкт-Петербург) переодел персонажей современной пьесы о любви студентки торгового училища к своему преподавателю в костюмы эпохи Шекспира (обычно героев Шекспира переодевают в современные костюмы). Кроме того, постановщик изобретательно решил проблему засилья нецензурной лексики в тексте, заменив весь мат колоритным сочетанием «зиб». В результате пьеса приобрела новое измерение – вечные темы влюбленности и предательства предстали в своем вселенском масштабе, подчеркнув злободневную тематику потребительского отношения людей друг к другу.

Конечно, пересказать этот мощный, глубокий, красивый и страшный спектакль словами невозможно. Скажу лишь, что он произвел на жюри сильное впечатление и взял три весомых приза фестиваля – за лучший спектакль драматического театра, лучшую мужскую и женскую роль. Кстати, к созданию «Сучилищи» причастны двое людей, карьера которых началась в нашем городе – художник Алексей Унесихин (бывший актер Челябинского ТЮЗа) и выпускница ЧГИК актриса Карина Пестова (именно ей вручали приз от «Браво!»).

Почти такое же единодушное признание получил спектакль «Оттепель» театра музыкальной комедии. История жизни певицы, которая вынуждена была покинуть СССР в годы, последовавшие за хрущевской оттепелью, рассказывается в сопровождении неповторимых шлягеров того времени, по сравнению с которыми так ярко проявляется убожество современной поп-культуры. Удивительная актриса Ирина Макарова, обладающая незаурядными вокальными данными, пластичная и невероятно похожая на Барбару Стрейзанд эпохи «Смешной девчонки», сумела покорить сердца и зрителей, и членов жюри. Именно ей был вручен приз «За лучшую роль в музыкальном спектакле».

Фантазия создателей спектакля «Коппелия_Бот» театра «Провинциальные танцы» также поражает: новеллу Гофмана о девушке-кукле они превратили в историю развития… компьютерного вируса, который подчиняет окружающий мир. Неоднократный лауреат премии «Золотая маска» получил и приз фестиваля «Браво!» за лучший спектакль в современном танце.

Еще одна интересная тенденция – проникновение киноэстетики в театр. Многие моменты спектаклей «Способный ученик» (Свердловский театр драмы) и «Девочка из переулка. Хэллоуин» (театр «Драма номер три», г. Каменск-Уральский) свидетельствовали, что их создатели явно ориентировались на традиции американского кино про подростков, которые живут где-то на грани между обыденной реальностью и ужасом, леденящим кровь…

Впрочем, иногда страх переполнял зрителя и без особенных спецэффектов. Актеры, участвующие в постановке театральной платформы «В центре» («Ельцин-центр», Екатеринбург) просто читали текст «Колымских рассказов» Варлама Шаламова в сопровождении живой, рождающейся на глазах у зрителя музыки… Но постепенно ужасная реальность тех лет и тех мест, отрывающая человека от цивилизации и превращающая в существо, одержимое только голодом, все сильнее проявлялась перед мысленным взором публики… Спектаклю был вручен специальный диплом жюри.

Для детей и не только…

Детские спектакли в афише конкурса заставляли думать о вполне взрослых проблемах. Например, лучший спектакль театра кукол «Мойдодыр» (Краснотурьинский театр кукол) представлял известную сказку Чуковского языком пластического театра. История одной семьи, открывшей на чердаке дома целый мир детской фантазии, в том числе и старую пластинку с неповторимым голосом Корнея Ивановича, пробудила мысли о поиске языка общения внутри семьи. Увы, в последнее время мне почти не встречались взрослые люди, которые бы так самозабвенно играли с собственными детьми, как герои спектакля.

Удивительный спектакль «Жар-птица» в театре «Щелкунчик» показал, насколько высокий уровень мастерства могут показывать дети под руководством внимательных и чутких педагогов. Перед нами предстал настоящий классический балет в волшебных трансформирующихся декорациях, с оригинальными костюмами. Хореограф Петр Базарон сотворил маленькое чудо, заставляющее восторженно ахать и маленьких зрителей, и их родителей. В таком волшебном мире обаятелен даже Кощей Бессмертный, чей образ как будто нарисован художниками современных комиксов. За эту роль учащийся детской хореографической школы Илья Суханов заслуженно получил диплом «Надежда «Браво!».

Ну а автору этих строк снова пришлось завидовать екатеринбуржцам, у которых в городе есть такой оригинальный детский (!) музыкальный театр, который живет в здании бывшего кинотеатра, грамотно перестроенном, с отличными балетными классами. В нашем славном Челябинске такое представить очень трудно…

Города как герои

В непрерывно подкрашиваемом к чемпионату мира по футболу Екатеринбурге (и в области) вообще чувствуется, что культура здесь не бедная родственница, а полноценный участник городской жизни. Театры издают свои буклеты и даже журналы. Сайт «Культура.Екатеринбург.РФ», созданный городской администрацией (!), размещает обзоры выставок, театральных премьер, акций и проектов, которых в столице Урала бесчисленное множество. В театрах работают экспериментальные площадки. Активно осваивается современная драматургия, благо местная школа знаменитого Николая Коляды выпустила уже немало авторов, имена которых известны по всей стране: Ярослава Пулинович, Ринат Ташимов, Василий Сигарев, Ирина Васьковская и другие…

Особым вниманием пользуется театр и в Нижнем Тагиле. Этот удивительно чистый город с огромной благоустроенной набережной местного пруда вообще многим удивил иногородних членов жюри.
А местный драматический театр, гордо возвышающийся на центральной площади рядом со зданием городской администрации, вообще прекрасен изнутри и снаружи. Удивительно гостеприимно принимая гостей и участников фестиваля, тагильцы просто заслужили искреннюю благодарность и признательность, которую хочется еще раз выразить. Как и благодарность организаторам фестиваля – Свердловскому областному отделению Союза театральных деятелей РФ.

Фото из официальной группы фестиваля «Браво!».