Меню

Наивно. Супер. В Челябинске открылась выставка наивного искусства из московских фондов

01.04.2019 07:10 - автор Максим Бодягин
В эти выходные в Музее изобразительных искусств (в Александровском зале, это красное здание, слева от памятника Ленину на площади Революции) стартовала выставка наивного искусства. И это – настоящее современное искусство.
Наивно. Супер. В Челябинске открылась выставка наивного искусства из московских фондов


Гостья из Москвы Татьяна Синельникова и куратор выставки Светлана Судья. Фото – Дмитрий Куткин 

Название “Когда простым и нежным взором…” наилучшим способом отражает суть экспозиции: наивные художники демонстрируют именно простой и нежный взгляд на окружающую их действительность, создавая пронзительные шедевры, до глубины души трогающие даже самых требовательных любителей искусства.

О том, что такое “наивные художники” и чем они отличаются от мастеров народных ремесел, ВЧ рассказала куратор выставки Светлана Судья (на снимке – справа):

– Мастера народного творчества – прежде всего, представители коллективного творчества. Они работают в традиции. Они режут дерево так, как это делали их прадеды. Наивный художник творит вслед за вдохновением, "как бог на душу положит" в буквальном выражении. Наивное искусство индивидуально. Это чья-то внутренняя, очень личная душенька пробилась наружу.

Важно, что наивные художники, как правило, возрастные люди. У всех, кто подходит к определенному возрасту возникают вопросы о своем месте и собственной нужности, но у некоторых это порождает удивительные откровения. Наивный художник, фактически, заново создаёт свой мир. Именно поэтому их творчество такое чувствительное, до болезненности.

Предметы для выставки предоставил Государственный российскый дом народного творчества им. Поленова. “Вечерка” задала все самые главные вопросы ио хранителя фондов этого музея Татьяне Синельниковой (на снимке – слева):

– Советская власть по-разному относилась к художникам. Какое положение занимали наивные художники?

–  Советская идеология и советская власть – не монолитная вещь. Когда мы говорим про 60-70 годы, тогда была сильная тоска по чему-то настоящему, не связанному с идеологизированным искусством. После знаменитой "манежной" выставки МоСХа (имеется в виду эпохальная выставка в Манеже в 1962 году, приуорченная к 30-летию московского отделения Союза художников, о которой нецензурно отзывался Н.Хрущёв – прим. ред.) художники-авангардисты ушли в подполье. Соцреализм был официальным искусством, которое уже не устраивало людей и они нуждались  в глотке свежего воздуха. Начались поиски фольклора, реликтов народного творчества, так были найдены "народные художники" – как их тогда называли. Их связывали с крестьянством, искали в деревне самородков.

Тогда использовали слово "открытие". Вот так были "открыты" первые наивные художники – Иван Селиванов, Любовь Майкова. Причем, её, например, называли просто "баба Люба" (смеется). Иван Селиванов воспринимался же тогда как гуру. Люди не только восхищались его творчеством, но и шли к нему за советом, он был мудрецом. После него остались дневники, в которых люди до сих пор открывают для себя нечто важное.

– С наивной живописью многие челябинцы уже знакомы. Расскажите, пожалуйста, о текстильных и деревянных объектах, представленных на выставке.

– Большинство из деревенских жителей владеет прикладными практиками: умеет вышивать, вязать, шить. И они нередко владеют традицией, они ее знают, однако им бывает тесно в ее рамках. Они хотят рассказать свою личную историю. Так они начинают делать сюжетные композиции в вышивке, ткачестве или, например, дереве.

Бывают фантастические истории: Серафима Брижан перенесла инсульт, вдруг ей что-то открылось, она решила себя увековечить, выходила во двор, брала чурки и топор и создавала совершенно необыкновенные игрушки.

– Здесь, по большей части, представлены художники прошлого века. Насколько наивны сегодняшние "наивные художники"? Насколько их затронула коммерциализация?  

– Коммерциализацию "насмотренный" искусствовед увидит сразу. Наивный художник не может не творить. Важно отличать их от обычных графоманов.  Если бы наивные художники получили образование, они были бы прославленные гении живописи, это люди, обладающие талантом, прежде всего. Они этому не обучены, но они чувствуют свет, чувствуют ритм, они грамотно составляют композицию.

– Открывают ли наивных художников сегодня?

– Наивный художник зачастую творит для себя, сидя в своей деревне или маленькой квартирке. Поэтому очень важны выставки-смотры, они были распространены в советское время и существуют сейчас, благодаря разветвленной сети домов народного творчества. Районные методисты знают, где именно в их местности занимаются искусством. Они отбирают работы на местные выставки, откуда самые талантливые отбирают на уровни выше – региональный и дальше. Это самый эффективный способ открыть наивного художника. Иначе это дело случая.

Сейчас – в 2019-20 годах такие смотры, как раз, проходят. В сентябре в Екатеринбурге будет межрегиональный этап, на котором покажут работы художников Поволжья и УрФО. Думаю, там будет много интересных открытий.

Полный фоторепортаж Дмитрия Куткина с выставки смотрите по этой ссылке.