Меню

Разрушенные дома в Челябинске напоминают о ленинградской блокаде

06.05.2019 11:40 - автор Наталья Фирсанова
Руководитель Металлургического отделения Челябинской общественной организации «Блокадное братство» Галина Рыбачук до сих пор не может спокойно слышать раскаты салютов. А заброшенные здания напоминают о войне.
Разрушенные дома в Челябинске напоминают о ленинградской блокаде



Фото Дмитрия Куткина

В раннем детстве она пережила все ужасы блокады. Когда началась война, ей не было и пяти лет. Но она отчетливо помнит Ленинград во тьме (светомаскировка защищала от бомбежек), памятники, закрытые досками. Помнит, как выезжали из осажденного города по Дороге жизни в 1942 году.

– Самолеты налетали на Ленинград, как рой пчел, и бомбили постоянно. Часто сбрасывали зажигательные бомбы. Взрослые жители и мальчишки залезали на крышу, тушили их. А мы, девочки, сидели дома, следили за малышами, – рассказывает Галина Константиновна о первых месяцах блокады.

Надеждой на спасение стала трасса, проложенная по льду Ладоги. Она связывала блокадный Ленинград с Большой землей. Но путь был опасным.

– Мы ехали по льду на трехтонках. Водитель не закрывал двери в кабине, женщины прижимали детей и были наготове, чтобы успеть выскочить, если машина носом шла под лед. Нам повезло – мы выжили.

Пересадили нас в «телячьи» вагоны, повезли на восток. Не было у нас ни еды, ни воды. В дороге бомбили. На станциях мама с другими женщинами ходила за кипятком, а мы, дети, смотрели, как дежурные выносят из поезда умерших, – вспоминает ветеран.

Эшелон должен был идти в Томск, однако ленинградцев высадили на Урале, на станции Чебаркуль.

– Маму и меня с младшей сестрой сразу отправили на лечение в госпиталь. Там нас поставили на ноги. Выздоравливающие после ранения солдаты сделали нам уютную землянку. В ней мы жили до 1945 года, – продолжает свой рассказ Галина Константиновна.

В госпитале, наблюдая за работой врачей, она решила: «Вырасту – буду лечить людей». Детская мечта сбылась: сорок лет Галина Рыбачук работала урологом-хирургом в Металлургическом районе Челябинска. Сейчас возглавляет Металлургическое отделение Челябинской общественной организации «Блокадное братство».

– Обидно, что про блокаду Ленинграда вспоминают все реже. Тех, кто ее пережил, осталось совсем мало. Например, наше отделение раньше объединяло 68 человек, сейчас – всего десять, из них трое ходячих, – говорит руководитель районного отделения «Блокадного братства».