Новый симфонический оркестр впервые сыграет в Челябинске осенью
О необходимости и целесообразности настоящего симфонического коллектива в городе спорили давно. Год назад с легкой руки большого маэстро Дениса Мацуева решение-таки было принято на самом высоком региональном уровне и в положительном ключе.
Новый глава региона поначалу немного недоумевал – помещения нет, инструментов нет, да и музыкантов пока набирается лишь на половину состава – плюс масса сложнейших вопросов, которые предстоит решить в кратчайшие сроки, могли смутить кого угодно. Но непоколебимый авторитет Дениса Леонидовича и его уверенность в успехе сделали свое дело.
«Оркестру – быть!» – подтвердил новый руководитель, и колесо истории закрутилось снова.
Все лучшее – оркестру
Начальник и дирижер будущего симфонического коллектива и нынешней камерной «Классики» Адик Абдурахманов выглядит усталым – еще бы, работы увеличилось в разы. Но творческий запал не пропал – глаз горит, телефон звонит.
– Половина инструментов уже закуплена: духовая группа укомплектована, оплатили и ждем, когда придут литавры, флейты, заказали виброфон, ксилофон, – перечисляет в перерывах между телефонными переговорами Адик Аскарович. – Инструменты ведущих мировых фирм, самые лучшие, на которых играют ведущие мировые оркестры. Если трубы – то Yamaha Chicago, литавры – Adams, фаготы Moosmann, – сыплет терминами.
Музыкантам объяснять не надо, что хорошие инструменты гарантируют совершенно иное, качественное звучание. Правда, при одном условии – если находятся в руках крутых профессионалов.
– Есть уже больше 60 заявок и продолжают поступать, прием закрываем 30 мая, – продолжает маэстро. – География впечатляющая, начиная с Дальнего Востока аж до Украины: Хабаровск, Донецк, Херсон, Барнаул, Ставрополь...
– Но традиционно самых лучших музыкантов готовят в Москве, Питере, ну еще Новосибирске, оттуда есть желающие?
– Есть, – кивает. – Казанская консерватория и Уральская в Екатеринбурге тоже очень сильные. Проблема в том, что наборы там, в отличие от Москвы и Питера, небольшие. Но, кстати, мы не только на студентов рассчитываем. Много заявок от состоявшихся музыкантов, уже работающих в оркестрах, в том числе концертмейстерами групп. То есть выбор есть.
А судьи кто?
Прослушивания начнутся уже совсем скоро – 4 июня – и продлятся четыре дня.
Экспертов, вошедших в конкурсную комиссию, выбрали самых лучших, как и инструменты, что лишний раз подтверждает серьезность намерений.
– Медной группой будет заниматься солист Большого театра Вячеслав Прокопов, замечательный музыкант и профессор академии имени Гнесиных. Андрей Казаков из оркестра Мариинского театра курирует группу духовых инструментов, ну и струнников будет прослушивать Сергей Геращенко, концертмейстер Госоркестра Юровского. Это все опытные музыканты, которые знакомы с оркестровой кухней, со всеми тонкостями, и к тому же педагоги, которые видят потенциал.
Ситуацию несколько облегчает наличие в филармонии камерного оркестра «Классика», который составит основу большого коллектива. Так что проблема сокращается ровно вдвое – вместо 60 нужно выбрать только 35 музыкантов.
– Как сами «классики» воспринимают ситуацию?
– Кто-то с воодушевлением, а некоторые со страхом. Ведь конкурс будет для всех, для «Классики» в том числе. И от его результата зависит статус музыканта и его зарплата. К тому же надо понимать, что работы прибавится – репертуар у симфонического оркестра совершенно другой.
О хлебе насущном
– Кстати, о зарплате. Ведь она во многом влияет на то, какого уровня профессионалы будут работать в оркестре.
– Это правда. Правда и то, что до тюменского оркестра нам далеко, – вздыхает. – Но все же, зарплата будет достойной. Точно не скажу – все будет зависеть от прослушивания.
– Жилищный вопрос – еще более насущный, ведь большинство новых оркестрантов – приезжие.
– Нам обещали выделить 30 ведомственных квартир. Прорабатываем вопрос, чтобы выдать подъемные на приобретение мебели, какой-то утвари, чтобы людям быстрее обустроиться на новом месте. Мы приветствуем, если кто-то приедет с семьей, значит, есть шанс, что этот человек здесь останется надолго. Дай бог, начнет еще и преподавать, воспитывать молодые кадры, ведь приток свежей крови нам необходим, – надеется маэстро.
Новая жизнь
После кастинга новоявленным оркестрантам дадут небольшую передышку, чтобы пообвыкнуться и подготовиться. И с августа начнется новая жизнь – по две репетиции в день.
– Общая в зале, потом по группам, – рассказывает Абдурахманов. – В идеале хорошо бы каждый день, но посмотрим, хватит ли помещений. Думаю, за два месяца все успеем и в ноябре проведем первый концерт. Поскольку в абонемент мы не попали, пока ограничимся отдельными концертами и разовыми выездами в область.
Ну а дальше? У маэстро уже готов трехлетний план развития оркестра, который демонстрируется тут же. Оркестр должен расти, развиваться, набирать вес.
– В идеале большой симфонический оркестр – это 110 музыкантов, – рассуждает.
Планов громадье, дух захватывает.
– Не страшно? – с опаской интересуюсь.
– Как говорится, «глаза боятся, а руки делают», – улыбается устало, но счастливо.
Что ж, осталось подождать до ноября.
Фото Дмитрия Куткина
Ранее по теме:
Текслер заверил Мацуева, что симфонический оркестр в Челябинске будет