Меню

Челябинская работница киоска на Кировке пишет картины и стихи

11.09.2019 10:54 - автор Александр Патритеев
За что челябинскую Кировку считать Арбатом? За то, что Старый Арбат в Москве тоже выложен плиткой и они ассоциативно связаны? За то, что это пешеходная улица? За то, что в последнее время здесь появляется много хороших и разных музыкантов? А вот про художников, по наличию которых легко идентифицировать главный Арбат страны, не сразу и вспомнишь. С ними, кажется, на нашей Кировке не особо задалось. Тем неожиданнее для меня было встретить там живописца – в газетном киоске.
Челябинская работница киоска на Кировке пишет картины и стихи


Художник не зашел туда за стаканчиком кофе, клеящим карандашом или программкой. Наоборот, к нему ежедневно приходят посетители. Одноразовые, как стаканчики. Или постоянные, как программа передач. Со временем и я стал здесь частым гостем и, подобно многим, пока лился кофе, изливал киоскерше душу. Однажды она вставила словечко о том, что «рисует» картины и сочиняет стихи. И уже на следующий день сотрудница киоска «Роспечать» Галина Назарова передавала мне свои рукописи. Действительно, на пожелтевшей бумаге, обернутой файлом, что-то было написано от руки, что-то напечатано на машинке.

– Галина, вы коренная челябинка? Когда увлеклись творчеством? Как и почему вдруг?

– Я из Бредов. Вообще, такой путь странный. Сестра поступила в наш институт культуры, с отличием его окончила. Сам Махарадзе приглашал ее в театр, а она говорила: «Там актерское рабство!», выучилась на парикмахера, потом на продавца. А я рядом с ней находилась, тоже училась на факультете режиссуры и актерского мастерства. Но, к сожалению, не окончила – замуж вышла. Потребность выражать себя появилась еще в студенческие годы: почувствовала поток энергии (улыбается), который идет, и деваться некуда – встаешь среди ночи, пишешь стихотворение без помарок, целиком, сразу.

– Вспомните ваши первые стихи, пожалуйста.

– Вот, например, стою у окна, на улице – человек, ливень, фонарь. Рождается стихотворение. Прочитать?

(Энергично киваю. Но включается кофе-машина, и мы терпеливо пережидаем, пока она завершит начатое.)
Люди, детки,
Звери в клетках,
Им уютно и тепло
Наблюдать за человеком
Сквозь дождливое стекло.
Человек стоит и мокнет,
И ему плевать на дождь.
В ореоле фонаря
Он на Господа похож...
– Концовка чудесная...

– Но у меня не все такие стихи (словно извиняется).

image2.jpg
Галина Назарова. «Наша семья»

– Стихи одинаковыми не бывают. А когда проза у вас пошла? Одновременно со стихами?

– Когда родился ребенок, захотелось сказку для него написать. И начала придумывать сказочных существ. Люди, которые тоже пишут, наши челябинские литературные герои (Галина, конечно, имела ввиду литераторов, но, впрочем, бывает и так. – Авт.) сказали, что, да, некоторые персонажи перекликаются с персонажами из какой-то там литературы, но, говорят, некоторые прямо эксклюзивные. Шел волшебник, бросил семечко в песок, и начали расти, но не деревья, а существа сказочные. И так сказочная страна образовалась. Было интересно самой (смеется). Дети и муж всегда меня вдохновляют.

– В то время вы уже показывали кому-то свои пробы пера? Или только для себя, для близких и в стол?

– Все как-то так… Мне иногда кажется, будто что-то не дает себя проявить, словно какая-то стена стоит между мной и миром. Может быть, мне просто нужна поддержка. Если это имеет смысл. Я не знаю. Но проявить себя тоже с одной целью – если это кому-то поможет.

image3.jpg
Галина Назарова. «Сон»

– Хотя бы в общих чертах расскажите, как складывалась ваша жизнь после замужества и рождения ребенка.

– Основную часть времени воспитывала детей. Их у меня двое. Сыну 27 лет. Он в этом году поступил в ГИТИС. Сын туда уехал в гости к другу и там остался. Стал готовиться и как показал! 

– Получается, по вашим стопам пошел. А второй ребенок?

– Она постоянно твердит: «Мама, мама, давай что-нибудь творческое делать!» Я и кукол шила, в общем, чего только не делала. Творчеством заниматься? Так как надо выживать, застряла здесь. Второй год пошел.

image8.jpg
Галина Назарова. «Девочка-весна»

– Мне кажется, что вы всегда тут были (смеемся вместе чересчур громко и немного нездорово).

– Все меня вытягивали из дома – фобия у меня была, а теперь не могу домой зайти. Ну и картин много дома, в рулонах, на ватманах…

– Подробнее о картинах. Литературное творчество – это одно дело, а вот живопись… Где-то учились?

– Не училась. Купила краски, стала рисовать. Все одно и то же говорят – что надо этим заниматься, мол, рисуй, может быть, и выставку сделаешь. А из чего делать? Из двадцати ватманов? И без моих картин всего хватает – и похожего, и всякого. Вот как только начинаешь подумывать о чем-то таком – сразу мысль: а кому это надо? кому ты нужна со своим творчеством?

image5.jpg
Галина Назарова. «Не думай о розовом слоне»

– Говорят, каждый писатель найдет своего читателя. Так и каждый художник найдет своего зрителя. Вот вы меня нашли, честно.

Галина смеется от души. Представляю, как странно раздается этот смех в киоске для нахохлившихся на улице прохожих.

– Помню, как раньше и романсы писала. Не играю, а музыка сама просится, в руках гитару-то вижу. Романсы ведь музыкальные. Например (моя собеседница переходит на приятное пение):
Я снова закурила сигарету,
Поправила браслет на кисти узкой,
А в комнате моей так мало света
От штор на окнах и от лампы тусклой.
И снова так же потолок и стены
И, как однажды, жажда перемен,
Рука коснулась книги, взгляд – стиха,
Жизнь, смерть, судьба, любовь, измены,
Коснулись ожиданья – тесноты,
Коснулся крик замешкавшийся – эха,
И кто-то в дверь стучался, но не ты.
Слеза играла, спутанная смехом,
И я одна в театре пустоты
Абсурд вдыхала, говорила с тенью.
И кто-то плакал обо мне. Не ты.
И снова – сигарета, лампа, стены...
– Классика. Сейчас вы работаете над чем-то? Или пока не пишется, времени нет?

– Пока не пишу. Но очень хочу и прямо страдаю. Думаю: «Пойду и зарплату потрачу на краски и кисти. Пойду!» Потом: «Господи, дочери пуховик зимний нужен; сын – студент». Зимой, когда торговля упадет в связи с тем, что здесь все-таки турзона, будет просто минималка. Летом – оживление, а зимой – тишина. Вот хожу сюда. Потому что обязана. Дочь в десятом классе, нужно есть, пить, одеваться. Что делать…

image1.jpg
Галина Назарова. «Кот Уксус»

– Вас прикрыть не грозят в связи с общей тенденцией?

– Да вот и говорю: предупреждайте заранее! Чтобы что-то подыскивать взамен. Грозят. Второй уж год. Как пришла сюда, так...

image6.jpg
Галина Назарова. «Будда»

– Мне бы хотелось, чтобы наш разговор вылился во что-то. Мир не без добрых людей, я думаю. Узнают челябинцы о такой талантливой работнице киоска – уже хорошо, будут заходить: «Слышал, есть такой киоскер, она художник и поэт. Покажите! Почитайте».

– Мне просто хочется, чтобы это помогло кому-то…

image7.jpg

Фото автора