Меню

«Зарабатывай без обмана клиентов»: Максим Поташев дал три совета начинающим предпринимателям

01.11.2019 16:17
Ответьте на вопрос, зачем вам начинать бизнес, изучайте рынок и тщательно подбирайте команду. Накануне форума «Мой бизнес» в Челябинске, который пройдет при поддержке медиахолдинга «Гранада Пресс», магистр игры «Что? Где? Когда», глава R&P Consulting Максим Поташев рассказал свою историю успеха и дал несколько важных советов желающим открыть свое дело.
«Зарабатывай без обмана клиентов»: Максим Поташев дал три совета начинающим предпринимателям
– Как начинался Ваш путь, почему выбрали консалтинг и открыли агентство?

– Мой путь в бизнесе начался еще в 90-е годы. За 20 лет я поработал как в крупных, так и в маленьких компаниях. Занимался аналитикой, маркетингом, продажами, потом возглавлял маркетинговые службы больших компаний. В 2009 году вместе с несколькими коллегами решил, что мы готовы поделиться своим опытом с другими. Так мы и создали консалтинговую компанию.

– Насколько сложно было развиваться в этом направлении, с какими трудностями столкнулись?

– Трудности были из-за кризисов и перепадов экономики.
В какие-то моменты прибыль падала, в какие-то росла – это неизбежно.
Но мы вошли в сферу уже с четким пониманием того, что собираемся делать. Самое главное – у нас был упакованный продукт и клиентская база. Мы также понимали, что на рынке есть компании, заинтересованные в наших услугах.

– А с какими проблемами чаще всего обращаются клиенты? Чего им не хватает для успешного бизнеса?

– Чаще всего обращаются из-за отсутствия стратегии, системы продаж и клиентского сервиса. Мало кто понимает, что это и как реализуется на практике.
Стратегия – это не красивое слово, а набор задач, из которых вытекают конкретные действия.
Мы умеем ее строить и помогаем в этом клиентам, особенно в области маркетинга.
Многие компании понимают, что продаж как системы у них нет. Они зависят от нескольких продавцов, которые не очень справляются со своими задачами. Кроме того, клиентская база принадлежит этим продавцам, а не компании. И это проблема, потому что продавцы могут этим шантажировать. Мы помогаем решить эти трудности.
То же самое касается клиентского сервиса. Все больше компаний осознают, насколько это важно. Мы живем в информационную эпоху, когда любое недовольство клиента становится достоянием общественности, причем очень быстро. Поэтому нужно уделять очень много внимания удовлетворенности клиентов – создавать в компании соответствующее подразделение или как минимум иметь одного сотрудника, который несет за это ответственность.
Командообразование, за которым к нам тоже обращаются клиенты, – модное слово. За ним часто ничего не стоит, для этого придумывают всякие развлекательные мероприятия, которые ничего не дают. На самом же деле командообразование – серьезная и важная задача. Это, опять же, система, начинающаяся с правильного подбора персонала и заканчивающаяся фасилитацией и коучингом,

– В чем миссия Вашего дела, что оно дает людям?

– Я вообще против слова «миссия».
Миссия любой коммерческой компании – зарабатывать деньги. Не надо себя обманывать, иной миссии быть не может. Другой вопрос, что зарабатывать нужно этичными методами, без обмана клиентов.

– В России до 2024 года реализуется нацпроект по поддержке и популяризации предпринимательства. Запустили центры «Мой бизнес» и одноименные форумы по всей России. Что это дает предпринимателям или желающим начать бизнес?

– Я уже несколько раз выступал на таких форумах, они все организованы по-разному. И хорошо, что нет какой-то формализованности, а вместо этого к каждому мероприятию подходят по-своему.
Важно, чтобы на форумы приглашались те, у кого действительно есть реальный опыт в построении бизнеса. Они смогут поделиться с участниками мероприятий конкретными советами. Важно и то, что на форумах участники общаются друг с другом, особенно на региональном уровне. Это дает мощный толчок к развитию.
Потому что бизнес выстраивается на отношениях с другими участниками рынка.

– На что обратите внимание в своем выступлении на форуме в Челябинске?

– Я расскажу о клиентском сервисе, что это и зачем он нужен, как учесть эмоции клиентов и как их понять. Эта тема актуальна для всех, потому что она лежит в основе любого бизнеса.
Без понимания клиентов построить успешно свое дело нельзя.

– Дайте три главных совета начинающим предпринимателям.

– Первое – поймите, зачем вам бизнес. Я часто задаю этот вопрос, и мало кто дает внятный ответ. Например, с помощью собственного бизнеса люди хотят решить материальные проблемы. Вот только поначалу бизнес будет забирать у вас деньги, а не давать.
Начинать нужно только тогда, когда у вас есть определенный резерв средств. Нужно также четкое понимание своей бизнес-идеи, своего продукта. Вы должны знать, что вы предлагаете рынку и почему покупать будут именно у вас.
Второе – не забывайте о ключевой роли маркетинга, особенно на первом этапе.
Всегда нужно начинать с изучения рынка и клиента.
Третье – помните о человеческом факторе, тщательно выбирайте партнеров и сотрудников.
Успеха добиваются только те компании, в которых складывается команда.


Напомним, национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» запущен в России для улучшения условий для бизнеса и будет реализован до 2024 года.
Задачи нацпроекта — увеличить число МСП на 30% (с 19,2 до 25 млн человек) и поднять долю МСП в ВВП страны с 22,3 до 32,5%. Для этого Минэкономразвития разработало системные меры поддержки для предпринимателей: льготную программу кредитования под 8,5%; субсидии при размещении ценных бумаг на бирже; микрозаймы для МСП, проект «Трансформация делового климата» и др. На реализацию нацпроекта выделено 481,5 млрд рублей, из которых 416,2 млрд взято из федеральной казны; 11,4 млрд — из региональных бюджетов; 53,9 млрд — из внебюджетных источников.

В рамках нацпроекта по инициативе Минэкономразвития созданы центры «Мой бизнес», где можно получить консультации по кредитованию, налогообложению, бухучету, юридическим аспектам, пройти обучение по предпринимательству и открыть свое дело в формате одного окна. Консультации и офисное пространство предоставляются бесплатно.

Университет «Синергия» является оператором федерального проекта по популяризации предпринимательства и со своей стороны проводит масштабную информационную кампанию. В рамках кампании по всей России пройдут форумы «Мой бизнес», на которых предприниматели расскажут истории своего успеха и дадут советы желающим начать свое дело. Выступят на форумах и представители федеральной и региональной власти, которые расскажут о мерах господдержки малого и среднего бизнеса.

В Челябинске форум «Мой бизнес» пройдет 9 ноября во Дворце спорта «Юность» и соберет более 4000 участников. Участие в форуме бесплатное.

Зарегистрироваться можно на сайте: https://мойбизнес.рф/events/chelyabinsk.


 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»