Меню

Жилищный коллапс никому не нужен

15.11.2019 12:51 - автор Екатерина Титова
В нашей стране каждое профессиональное сообщество регулирует свою деятельность, используя для этого различные средства: законодательство, принципы ведения бизнеса и, конечно, общественное мнение. Жилищно-коммунальное хозяйство не исключение.


Уже давно ЖКХ стало сферой социальной. Оплачивать жилищно-коммунальные услуги населению становится все сложнее. Но стоимость тепла, воды, электроэнергии ежегодно растет как по часам. Ресурсоснабжающие организации грамотно обосновывают свои потери и получают от региональных властей поддержку на повышение своих тарифов. Поддержку моральную и, самое главное, материальную, снижая финансовую нагрузку на жителей области, на предпринимателей.

Отдельным направлением в ЖКХ считается жилищная сфера. В ней трудятся специалисты, обслуживающие многоквартирные дома, а точнее, общее имущество собственников в МКД. Это общее имущество: крыши, трубы, инженерное оборудование – стареет значительно быстрее, чем на него заходит региональный оператор капремонта. В свое время большая часть жилого фонда была передана собственникам без выполненных работ капитального характера. Региональная программа капремонта МКД в Челябинской области составлена только на основании хронологических данных: дата заселения МКД и дата первой приватизации. Такое решение в 2014 году в России было принято несмотря на то, что в большинстве многоквартирных домов капитальный ремонт не выполнялся по 20–30 лет. А в некоторых домах работы выполнялись, и очередные сроки капремонта по данным видам можно было бы передвинуть на более поздний период. Но жилищников не услышали.

В наши дни текущий ремонт у организаций, обслуживающих многоквартирные дома, по объему уже приближается к капитальным работам. В больших объемах протекают крыши, разрушаются межпанельные швы, забиты системы холодного и горячего водоснабжения, на грани разрушения системы отопления. С каждым годом все больше бойлеров выходят из строя и не проходят сезонные испытания.
Как следствие, обслуживающие организации ежегодно вынуждены увеличивать свои расходы на содержание общего имущества в МКД для содержания общего имущества в удовлетворительном рабочем состоянии. И это без учета роста стоимости строительных материалов, изменения налогового законодательства не в пользу деятельности управляющих компаний и других затрат. В итоге на техническое обслуживание МКД остается все меньше и меньше денежных средств. Все чаще жилищники используют такой термин, как недоремонт. Предприятия вынуждены использовать в обслуживании домов более дешевые материалы. Страдает качество работ, появляется текучесть кадров. Предприятия не могут повысить заработную плату специалистам даже на процент инфляции. В Челябинске около сотни домов не обслуживается. Они фактически брошены, так как по действующему тарифу содержание МКЖ невозможно.

В 2019 году депутаты Челябинской городской думы накануне выборов в местные органы законодательной власти не взяли на себя смелость повысить плату за содержание жилого помещения. Данное решение в тот момент посчитали непопулярным. Но действующие тарифы за содержание жилого помещения уже давно не соответствуют реальным расходам. Что делать? Для понимания сложности ситуации администрации города нужен экономически обоснованный тариф на жилищную услугу.

В августе 2019 года администрация Челябинска заказала Центру муниципальной экономики (г. Москва) научно-исследовательскую работу «Расчет размера платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения в г. Челябинске на 2019 г.».

Проведена большая исследовательская работа. Расчеты выполнены индивидуально по всем домам Челябинска различной этажности и с учетом особенностей проекта дома. Результат на руках.

Исследования и расчеты показали, что экономически обоснованный размер платы – от 42 рублей за 1 кв. метр в 5-этажных домах до 46 рублей за 1 кв. метр в 9-этажных МКД.

Расчет экономически обоснованного размера платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах выполнен с учетом перечня услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме г. Челябинска, перечня работ в многоквартирных домах по определенным группам домов г. Челябинска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. № 170, а также в соответствии с перечнем работ, фактически выполняемых по группам домов.

Виды и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту общедомового имущества многоквартирных домов в соответствии с условиями технического задания была согласована с УЖКХ администрации г. Челябинска.
Что дальше? Перед руководителями города Челябинска стоит выбор – не допустить развала жилищного хозяйства мегаполиса или продолжать политику «закрытых глаз».

Плата за содержание жилого помещения для собственников помещений в МКД последний раз пересматривалась в 2018 году. Сегодня она составляет 50% от экономически обоснованной платы.

Правда, законодательство допускает на общем собрании собственников повысить плату в конкретном доме решением жителей. Но все, кто знает проблемы ЖКХ изнутри, прекрасно понимают, что это утопия. Никто и никогда не пойдет на повышение платы добровольно.

Мнение руководителей управляющих компаний, ТСЖ, обслуживающих организаций, работающих в сфере ЖКХ, однозначное: необходимо постепенное повышение платы за обслуживание жилого фонда. И это непопулярное решение должно приниматься руководством города. Иначе столица Южного Урала прославится в России еще одним коллапсом.