Меню

Вторую презентацию челябинского симфонического оркестра провел Денис Мацуев

29.11.2019 10:50 - автор Виктория Олиферчук
На самом деле, это уже пятый концерт нового челябинского коллектива: музыканты сыграли в институте культуры, Миассе, челябинской филармонии, на форуме в Санкт-Петербурге. Впрочем, по давней традиции премьерой считаются первые 10 выступлений.
Вторую презентацию челябинского симфонического оркестра провел Денис Мацуев


Итак, свершилось. Симфонический оркестр, о необходимости которого так долго говорили челябинские и не только музыканты, заиграл на радость меломанам. Событие сие отмечают уже как месяц от окраин и до северной столицы, впрочем, оно того стоит – 60 лет в городе-миллионнике не было симфонического оркестра.

Мечты сбываются

Поэтому на пресс-конференции все были счастливы. Народный артист Денис Мацуев – потому, что имел к этому непосредственное отношение, ведь именно он своим весом, авторитетом, харизмой сумел убедить губернаторов сначала Дубровского, а затем Текслера в том, что оркестр городу нужен.

image11.jpg

– Я даже выпью бокал шампанского! Обожаю выступать в вашем городе, – маэстро был весел и непринужден, так что верилось легко.

Дирижер оркестра Адик Абдурахманов счастлив потому, что исполнилась его давнишняя мечта и появилась новая:

– Никогда никто из наших музыкантов не выступал на сцене знаменитой Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Все очень волновались. И теперь у нас мечта – выступить там еще раз.

image2.jpg

Министр культуры Алексей Бетехтин был счастлив вместе с остальными:

– Мы долго были закрытым городом настолько, что музыка до нас не доходила, – шутил. – Но теперь-то все изменится.

- Насколько быстро? – интересовались ушлые журналисты.

– Сколько времени потребуется, чтобы ребенок встал на ноги и побежал? – пытался остудить их пыл Мацуев, призывал к терпению и терпимости, впрочем, последнее было лишним – маэстро у нас верят все, даже губернатор.

image12.jpg

Немного фактов

• За последние шесть лет в России появилось только два симфонических коллектива, в Тюмени и Челябинске, впрочем, повторяюсь, об этом говорили еще перед первой презентацией, которая состоялась 21 октября.

• За последний год в культурной жизни страны произошло два ярких события: появление симфонического оркестра в Челябинске и открытие нового филармонического зала в Екатеринбурге (о новом концертном зале челябинцам пока заикаться не приходится, зато есть к чему стремиться).

image10.jpg

Профессиональные ориентиры обозначил маэстро Мацуев:

– В регионах есть традиционные культурные точки: Екатеринбург, Новосибирск, Тюмень, Красноярск, в котором единовременно еще в советское время был создан целый культурный кластер: филармония, институт искусств и симфонический оркестр. У ваших музыкантов видно большое желание работать, расти, развиваться. Сейчас начинается магический процесс: музыканты должны обжиться, привыкнуть, сыграться, чтобы стать единым организмом.

image5.jpg

Ради чего воюем?

Звонок надрывается. Толпа рвется в зал, сегодня в филармонии как никогда людно: обещали, что на концерте будет не только Мацуев, но и первое лицо области – чиновники и СМИ практически в полном составе.

В фойе на лестнице живые цветы – тонкий и живой аромат свежести нежно гасит приторные «шанели» и «бандерасы», намекает о ценности и сиюминутности происходящего. Ars longa, vita brevis – жизнь коротка, искусство вечно. Поклонники искусства стоят в проходах, в ожидании случайно свободного местечка, даже приставные стулья заняты. Аншлаг.

image8.jpg

Поздравительные слова кратки. Запомнился Черчилль в пересказе Адика Абдурахманова. Когда премьер министру Великобритании принесли бюджет на 1943 год, он сказал: «Не вижу строки «культура». – Так ведь война, сэр! – А ради чего мы тогда воюем?» Впрочем, сегодня войны нет, слава богу.

Три памятных эксклюзивных знака из золота с бриллиантами получили особо причастные к масштабному событию: Денис Мацуев, Алексей Текслер, Адик Абдурахманов.

image6.jpg

Слово Чайковскому

Наконец, дали слово Чайковскому. Выбор программы более чем правильный. Первый концерт для фортепиано с оркестром знают все 5% электората, в принципе интересующегося искусством. По части мелодизма у Чайковского конкурентов практически нет, это суперважно для непосвященного слушателя – мелодии легко ложатся на слух и надолго задерживаются.

Прокофьевский концерт для скрипки, прозвучавший на первой презентации месяц назад, был более серьезным испытанием как для публики, так и для оркестра, хотя бы потому что его не обкатали.

Всего за месяц коллектив заметно окреп, музыканты чувствуют себя более уверенно, начинает вырисовываться характер звучания – интеллигентный. Если процесс и дальше пойдет такими темпами – результат не заставит долго ждать.

image4.jpg

Первые фундаментальные аккорды чуть не обрушили потолок – всем и вся стало ясно, что для симфонического оркестра да еще с маэстро Мацуевым за новым концертным роялем Steinway этот зал мал, как лилипутский костюм Гулливеру. И альтернативы нет: звуковой объем будет и должен нарастать, как мясо на костях. Если камерное звучание «Классики» зал Прокофьева поддерживал, то для большого симфонического плавания требуется кораблик покрупнее.

К слову, маэстро Мацуев в тот день был явно в ударе – рояль под ним звучал как еще один оркестр, и в этом соревновании победа была явно на его стороне. Даже телевизионщики, решившие записать прямое включение «на фоне Мацуева», аплодисменты, шумевшие между частями концерта, не смогли испортить настрой.

image1.jpg

Было бы желание

Антракт начался с массового исхода бомонда из зала, благо журналисты покинули поле боя раньше, и это бегство зафиксировать для истории было некому. Впрочем, классическая музыка всегда считалась искусством для избранных, к тому же длительное отсутствие практики симфонических концертов дает свои богатые плоды.
А ведь симфония «Зимние грезы» – одно из красивейших сочинений Чайковского. Уже название – такое зимнее и такое русское. Кстати, сам Чайковский больше всего любил именно зиму.

image7.jpg

Это та самая русская музыка, которую сейчас не услышишь больше нигде, те самые корни, которые надо помнить и питать, о чем бесполезно мозолят языки чиновники – мы давно не поем старинных песен, редко читаем русских классиков, да и разговариваем даже не на смеси «французского с нижегородским», а на мешанине из площадной брани и английского. И, ох как трудно от всего этого нас будет отучать.

С этой проблемой оркестру придется столкнуться в ближайшем будущем, когда радостная эйфория сменится ежедневной, будничной работой. Свою публику воспитывать нужно гораздо дольше, чем оркестр. Одна моя знакомая, очень неглупая и даже интересующаяся культурой журналистка призналась: «Я хочу, но не могу воспринять сразу всю симфонию целиком». Утешать пришлось, что она не одна такая. Но все поправимо, было бы желание.

image3.jpg

Желание есть и у директора челябинской филармонии, и у руководителя оркестра, и у музыкантов. Хочется верить, что у них все получится.

Фото Олега Каргаполова

Ранее по теме:

С новым челябинским оркестром выступит Денис Мацуев

Челябинский симфонический оркестр выступил в Санкт-Петербурге

В Челябинске состоялся первый концерт нового симфонического оркестра

Челябинская филармония презентует новый симфонический оркестр

Челябинский симфонический оркестр начинает работу с Моцарта

Денис Мацуев презентует новый челябинский оркестр в Санкт-Петербурге

Симфоническому оркестру Челябинска не хватает музыкантов

Текслер заверил Мацуева, что симфонический оркестр в Челябинске будет

Новый симфонический оркестр впервые сыграет в Челябинске осенью

В Челябинске проходит кастинг музыкантов для симфонического оркестра