Меню

Жизнь и судьба великого зодчего

07.12.2019 08:00 - автор Анна Олефир
Каждый день мы проходим и проезжаем мимо многочисленных исторических и культурных памятников скульптуры и архитектуры нашего города, не задумываясь до конца, кто же автор этого прекрасного наследия, оставленного нам и нашим потомкам.
Жизнь и судьба великого зодчего


То же касается и названий улиц. Думаю, что среди огромного количества мелодичных названий у многих на слуху и улица Скульптора Головницкого в жилом комплексе Парковом. А если нет, то с уверенностью скажу, что памятники Орленку и Ленину уж точно всем знакомы. Оказывается, именно Лев Николаевич Головницкий является автором этих скульптурных произведений. Также он создал памятники А.С. Пушкину, который находится в Городском саду им. А.С. Пушкина в Челябинске (совместно с супругой), бюсты дважды академику В.А. Макееву в Коломне и генеральному конструктору ЧТЗ И.Я. Трашутину в нашем городе.

Головницкий-2.jpg

Кем же был этот талантливый человек, автор не только вышеупомянутых памятников, но и многих других монументальных скульптур, которые знают, помнят и чтут?!
10 декабря 2019 года исполнится 90 лет со дня рождения выдающегося советского скульптора-монументалиста, народного художника РСФСР Льва Николаевича Головницкого (1929-1994 гг.). Этот уралец с малых лет любил рисовать, как и его старший брат Юрий, трагически погибший на Курской дуге в 1943 году. Многие биографы склоняются к тому, что Лев Николаевич в станковой скульптуре «Орленок» воссоздал черты родного брата, столь рано ушедшего из жизни, посвятив ему монумент.

Стоит отметить, что Лев Николаевич родился в Кургане, но спустя 3 года семья переехала в Челябинск. Непростые 30-е годы запомнились Головницкому по усталым лицам родителей, которые он зарисовывал карандашом, портретом брата и, конечно же, чтением книг под керосиновой лампой. Затем пришла война. Было тяжело, особенно когда в бою погиб старший брат. Но Лев знал, что смерть родного человека была не напрасной. Мальчик не бросил рисование. Даже когда под рукой последний карандаш и огрызок бумаги. В 1944-1947 годы Лев занимался в изостудии М.М. Лошакова при Дворце пионеров им. Н.К. Крупской в Челябинске.

«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества. И надо спешить жить», – подчеркивал Николай Островский в гениальном произведении «Как закалялась сталь».

Головницкий не просто запомнил эту цитату, он понял главную мысль и идею автора. Позже он посвятил свою дипломную работу образу писателя Островского. Потом был «Павка Корчагин». В 1947-1952 годах Головницкий получил образование в Саратовском художественном училище.

С каждым годом он все больше и больше совершенствовал свой талант, показывая в монументальных работах простых людей, не претендующих на звания и славу. Он как работал над Орленком, воссоздавая образ безымянного героя революции и гражданской войны в монументе, когда к нему обратились представители челябинского комсомола. И Лев Николаевич горячо откликнулся на просьбу. Деньги были собраны благодаря совместным субботникам, сборам металлолома и макулатуры в кротчайшие сроки. И уже в 1958 году на Алом поле состоялось торжественное открытие монумента. Кстати, постамент для памятника был делан по эскизам нашего выдающегося земляка, архитектора Евгения Александрова.

В итоге получилась не просто холодная медная глыба, созданная в ХХ веке в эпоху комсомола, а одна из визитных карточек города и своеобразный символ молодежного духа. Здесь посвящали в пионеры, проводились митинги. И, конечно же, возле Орленка до сих пор продолжает собираться молодежь.

Головницкий-3.jpg

29 октября 2018 года памятнику «Орленок» исполнилось 60 лет, но этот мальчишка с Алого поля, кажется, никогда не повзрослеет и каждый раз будет напоминать: ты можешь быть маленьким по возрасту, не слишком опытным и сильным, но твой вклад в общее дело может оказаться очень значительным. Эта тема актуальна в любое время при воспитании патриотизма, в особенности, российской молодежи.

Головницкий-4.jpg

В 1959 году в городе на площади Революции был установлен памятник В.И. Ленину работы Льва Николаевича.

Этот талантливый человек трудился не покладая рук. Так, 9 мая 1966 года в Магнитогорске открывается памятник «Первая палатка», посвященный первостроителям Магнитки. Памятник установлен при входе в парк Ветеранов, на нем высечены стихи выдающегося советского поэта Бориса Ручьёва: «Мы жили в палатке с зеленым оконцем, промытой дождями, просушенной солнцем, да жгли у дверей золотые костры на рыжих каменьях Магнитной горы».

Искусство создавать память – это не только талант, но и великий труд. Головницкий не придумывал образы, он видел и помнил лица, события и старался передать их на скульптурном холме. Его герои не хвастались славой. Для них это был своеобразный кодекс чести и смысл жизни.

Головницкий-5.jpg

Когда 9 мая 1943 года на улице Кирова состоялись торжественные проводы челябинских танкистов-добровольцев на фронт, Лев Николаевич был свидетелем этого события. Позже именно воспоминания помогут создать скульптору памятник танкистам-добровольцам. Мужественный бесстрашный воин, готовый к атаке. Он – не просто уральский рабочий-доброволец, он сын своей земли и ее защитник. Опора и тыл для детей и женщин, оставшихся беззащитными перед войной.

В 1975 году в честь 30-летия Победы памятник в бронзе был открыт в Челябинске на улице Кирова.

В 1975 году совместно со своей супругой – скульптором Энрикой Эмильевной Головницкой, создают монумент, который называется «Память». Он установлен на Лесном мемориальном кладбище, которое стало приютом для солдат, умерших от ран в эвакогоспиталях Челябинска. Монумент стоит на возвышенности, изображает двух русских женщин - Мать и Жену, одетых в траурные наряды, в руках они держат каску воина. Открыт монумент в год его создания – в 1975 году.

Головницкий-6.jpg

Трагизм композиции передан очень реалистично: две женщины объединены общим горем – смертью родного человека. С первого взгляда даже не скажешь, что это просто гранит, на котором высечены женские лица. Это всеобъемлющая боль, заключенная в монументе.

В 1977 году скульптору присуждается Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина за скульптурные композиции «Уральцы», «Гимн борцам», «Межи перепаханы».

На этом фоне стоит вспомнить о монументе «Тыл – фронту», установленный в Магнитогорске. Он является частью триптиха, состоящих из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободитель» в Трептов-парке Берлина. Памятник представляет собой двухфигурную композицию рабочего и воина.

Головницкий-7.jpg

Так как по статистике каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла, было принято решение о возведении памятника в Магнитогорске. На берегу реки Урал был возведен 18-метровый искусственный холм, основание холма было укреплено железобетонными сваями. В композицию входит и Вечный огонь в виде гранитной звезды-цветка. Монумент был отлит в Ленинграде и 29 июня 1979 года был открыт.

В 1986 году был открыт памятник «Первостроитель», который установили на набережной реки Миасс к 250-летию Челябинска. Первоначально была установлена гипсовая модель, но из-за нехватки средств на бронзовый памятник был демонтирован. С 2000 года на его месте стоит памятник композитору С.С. Прокофьеву (работа заслуженного художника РФ В.А. Авакяна).

Головницкий-8.jpg

Стоит отметить, что Лев в свободное время занимался графикой. На данный момент в Челябинской картинной галерее сохранился его графический цикл «Рим – вечный город». К сожалению, эта область творчества талантливого уральца практически не изучена и требует дальнейшего исследования. Будущим скульпторам и архитекторам на заметку!

Лев Николаевич был неоднократным участником областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Молодые скульпторы часто обращались к нему за советом и помощью. В итоге он решился на поступление в педагогический вуз. И в 1980 году скульптор окончил Магнитогорский педагогический университет. Ему нравилось учить и передавать знания новому поколению. Ученики видели в Головницком не просто учителя, а поводыря и наставника, который в простых вещах видел красоту, а в людей просто верил.

Спустя 7 лет Лев уехал в Красноярск, где работал секретарем Сибирского Дальневосточного отделения АХ СССР, руководил скульптурной мастерской, преподавал в Красноярском художественном институте на кафедре скульптуры.

Головницкий-9.jpg

В 1993 году он уехал в Екатеринбург, где и жил с семьей. 29 апреля 1994 года скульптора не стало. Тело Головницкого по завещанию было кремировано, а урна с прахом захоронена на Успенском кладбище Челябинска. На доме, где жил Лев Николаевич, в 1998 году была установлена мемориальная доска (проспект Ленина, 77).
Произведения скульптора хранятся в фондах Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, в галереях и музеях многих российских городов.

Память об этом талантливом человеке увековечена в его скульптурах. Простые люди, подростки и настоящие труженики, воины показаны как настоящие герои. Потому что так оно и есть: ценою жизни досталась победа в борьбе за правое дело. Это пример всем нам, который стоит уважать и перенимать.

Властями Челябинска в 2010 году было принято решение назвать улицу в честь Льва Николаевича в Курчатовском районе нашего прекрасного города. Возможно, здесь живут будущие скульпторы и художники, которым тоже не чужда судьба и слава родной земли! Давайте не будем забывать о таких людях, как Головницкий. Ведь пока жива наша память, будет жив и наш народ, и наша культура!

Фотографии из архива «ВЧ» и Челябинского рабочего»