Меню

На Южном Урале работает семь инновационных образовательных площадок – школьных информационно-библиотечных центров

10.12.2019 17:07
В Челябинской области сегодня работает семь региональных инновационных площадок, разрабатывающих модели деятельности школьных информационно-библиотечных центров. Пять из них в городах – Челябинске, Магнитогорске, Златоусте и Трехгорном, и две в сельской местности – Кизильском и Чебаркульском районах.
На Южном Урале работает семь инновационных образовательных площадок – школьных информационно-библиотечных центров


В рамках реализации национального проекта «Образование» перед всеми образовательными организациями стоит задача обеспечения доступности качественного образования, соответствующего запросам современного информационного общества и индивидуальным потребностям каждого обучающегося. Такие задачи, как создать условия для успешных социальных коммуникаций; сформировать личность, ценности и ориентиры которой находятся в гармонии с общенациональными интересами и формируют социально ответственное поведение; обеспечить готовность и способность к непрерывному обучению, безусловно, требуют изменения привычного формата работы любой образовательной организации.

Технологические инновации не только задают в современном мире актуальные требования к образованию на всех его уровнях, но и обеспечивают новые векторы его развития. Формирование и развитие института школьных и муниципальных информационно-библиотечных центров дает возможность реализовать эти вызовы.

10- Трехгорный, сош109.jpg

С января 2019 года по решению министерства образования и науки Челябинской области на базе ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» был создан региональный информационно-методический центр, который аккумулирует все направления по формированию, деятельности и развитию системы работы школьных и муниципальных информационно-библиотечных центров.

Созданная в нашей области инновационная инфраструктура развития школьных информационно-библиотечных центров охватывает по тематике самый различный спектр направлений образовательной деятельности – от формирования у школьников ключевых компетенций и основ информационной культуры до повышения социальной мобильности и формирования эмоционального интеллекта обучающихся. Обновление методик и технологий на этих площадках происходит с использованием ресурсов центров, что является отражением новых подходов к организации образовательного процесса и достижению планируемых результатов обучения и воспитания. У образовательных организаций появилась возможность формировать, развивать надпредметные компетенции ресурсами школьных информационно-библиотечных центров, а у учителей – сосредоточиться на отработке метапредметных и личностных результатов в рамках своего учебного предмета.

Тематика инновационной деятельности инновационных образовательных организаций разнообразна. Так, гимназия № 48 им. Н.Островского г. Челябинска реализует тему «Формирование образовательной среды, развивающей навыки функционального чтения на основе кейс-технологий с использованием ресурсов школьного информационно-библиотечного центра». Актуальным сегодня является для многих образовательных организаций и проект МАОУ «СОШ № 1 им. Ю.А. Гагарина» г. Златоуста, который формирует систему использования ресурсов школьного информационно-библиотечного центра для повышения социальной мобильности обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Не менее важным для всех – и обучающихся, и для их родителей, и, конечно, педагогов – сегодня является проект СОШ № 1 г. Магнитогорска, который формирует систему школьного информационно-библиотечного центра как безопасное открытое развивающее интерактивное пространство. Школьный центр становится тем интегрирующим местом в школе, которое способствует реализации любого проекта, поскольку, обладая расширенным спектром ресурсов, школьные центры являются точкой концентрации информации, методик, передовых практик, существующих в образовании, для всех участников образовательной деятельности (школьники, педагоги, родительская общественность).

Магнитогорск_СОШ 1.jpg

Проект «Школьный информационно-библиотечный центр как ресурс развития информационной культуры участников образовательных отношений», разрабатываемый МОУ «СОШ № 5 с углубленным изучением математики» г. Магнитогорска, и проект МБОУ «СОШ № 109», г. Трёхгорного «Школьный информационный библиотечный центр как ресурс для формирования эмоционального интеллекта школьников» дают возможность такому центру в рамках образовательной и внеурочной деятельности, индивидуальной работы с обучающимися работать на достижение метапредметных результатов обучения школьников, а именно: формировать и развивать информационные и читательские компетенции, а также так называемые мягкие, или гибкие, компетенции: критическое мышление, кооперацию, креативность, коммуникацию.
Школьный информационно-методический центр в сельских муниципалитетах может и должен быть тем центром, который аккумулирует различные стороны образовательного процесса. Так, в проекте Тимирязевской СОШ Чебаркульского муниципального района школьный информационно-библиотечный центр разрабатывается как ресурс формирования ключевых компетенций школьников в условиях сельской школы. Целенаправленная работа школьного центра по привлечению к чтению, воспитанию читателя, использованию чтения в качестве базовой образовательной технологии позволит получить устойчивые результаты в области формирования читательской грамотности.

8- Трехгорный, сош109.jpg

В задачах федерального проекта «Успех каждого ребенка» есть задача ранней профориентации. Это направление также можно реализовать с помощью ресурсов информационно-библиотечных центров. Профориентация стала одной из новых функций информационно-библиотечного центра. Она подразумевает более высокий уровень работы, более системный подход к формированию результатов деятельности. Богдановская школа Кизильского муниципального района в своем проекте «Использование ресурсов информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации в профессиональной ориентации сельских школьников» как раз и формирует способы реализации этого направления в сельских школах.

Одна из серьезных проблем современной российской школы – растущее отставание от требований цифровизации экономики и основных сфер общественной жизни. В информационно-библиотечных центрах как на школьном, так и на муниципальном уровне возможно обеспечить процесс формирования информационной грамотности, информационной культуры, медиаграмотности и обучающихся, и педагогов. Задачам проекта отвечает и насыщенная электронная среда информационно-библиотечного центра: подключение к национальным и федеральным электронным библиотекам, ресурсам «ЛитРес», Российской электронной школы, другим электронным образовательным ресурсам. Это – обеспечение доступа к качественной безопасной информации, отвечающее принципу доступности образования.

Итоговые материалы, наработанные региональным информационно-методическим центром, школьными информационно-методическими центрами (а это и вебинары, и программы стажировок для руководителей и педагогов, в том числе педагогов-библиотекарей, и разработки мероприятий, и планы реализации проектов), представлены на сайтах школ, инновационных площадок, перечисленных выше, а также в региональном репозитории мультимедийных (цифровых) коллекций на сайте Челябинского института переподготовки и повышения квалификации. Там же можно найти и итоговую информацию о межрегиональной конференции «Миссия школьных информационно-библиотечных центров в обеспечении современного качества образования». В рамках ее все образовательные организации, реализующие инновационные проекты на региональном уровне, представили на профессиональную и общественно-профессиональную экспертизы свои результаты инновационной работы, главными критериями которой были воспроизводимость, устойчивость дальнейшего инновационного продвижения. Профессиональными экспертами выступили Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотек русского мира, и руководители региональных представительств Ассоциации.

Т.Д. Жукова.jpg

Педагоги-библиотекари включены в национальную систему профессионального роста педагогических работников. К ним предъявляются высокие требования в плане их компетенций: профессиональная мобильность, информационная компетентность, организатор взаимодействия, проектная культура, культура самопрезентации. Мотивацией на профессиональное самосовершенствование стал конкурс профессионального мастерства «Лучший педагог-библиотекарь Челябинской области – 2019», проведенный в этом году впервые.
А областной конкурс «Лучшая социальная реклама о пользе чтения в средствах массовой информации» позволил не только выявить наиболее талантливых школьников, но и обратить их внимание на значимость чтения в современном мире.

В современной образовательной системе школьный информационно-библиотечный центр становится таким центром непрерывного образования для педагогического коллектива и обучающихся. Непрерывное образование трудно рассматривать вне деятельности профессионального сообщества. Востребованность профессионального общения, быстрого обмена информацией, опытом, технологиями в процессе сетевого взаимодействия – задачи, которые решаются в рамках профессионального сообщества. Члены такого сообщества получают уникальный опыт профессиональной коммуникации. В рамках сообщества возможно и проведение общественно-профессиональной экспертизы нормативных документов, проектов, коллективный поиск пути решения профессиональных проблем. Челябинский институт переподготовки и повышения и квалификации предоставляет такую возможность всем – в разделе «Сеть информационно-библиотечных центров Челябинской области» в сети научно-прикладных проектов на сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО. Именно на этой странице размещены материалы деятельности региональных инновационных площадок. И конечно же, для всех открыта возможность участия в сетевом сообществе «Школьные библиотекари и педагоги-библиотекари Челябинской области». Это группа, которая работает в социальной сети Facebook, что предполагает более неформальное общение. Площадка более мобильна, в Сети проще поднять горячие вопросы и быстрее получить ответ от коллег.

Задачи по созданию сети школьных информационно-библиотечных центров сегодня решаются. Ближайшая перспектива – это создание и продвижение муниципальных информационно-библиотечных центров, что позволит и обучающимся, и родителям, и педагогам не только использовать уже имеющийся сетевой эффект работы школьных центров в муниципалитете, но и обеспечить формирование сети муниципальных центров в нашей области.