Бутман привез «Онегина» на челябинский фестиваль
18.02.2020 17:00 - автор
Виктория Олиферчук
Впервые на Фестивале музыкального юмора был представлен драматический спектакль. Челябинск стал четвертым городом после столиц и Сочи, увидевшим «Онегин-блюз».
Идея привезти на фестиваль драму принадлежит организатору форума джазмену Игорю Бутману. Именно он формирует программу форума и список гостей.
– Иногда это бывает неожиданно: на концерте в Америке я услышал замечательный орлеанский джаз и то, как музыканты шутят, я, конечно же, их пригласил. Или Spaghetti Jazz: музыканты играют и готовят спагетти, ну это же забавно, – рассказал Бутман на пресс-конференции. – В других случаях ты уже заранее планируешь, кого нужно пригласить. Я предложил Алексею Гуськову, он спросил: «Это тебе очень нужно, чтобы я приехал в Челябинск?» Очень!
У его коллеги, народного артиста Алексея Гуськова о Челябинске весьма теплые воспоминания.
– Мы приезжали на гастроли с театром Вахтангова, здесь всегда была замечательная публика. В 2001 году мне вручили целую кучу призов на кинофестивале, как раз был открыт первый «Киномакс», – вспоминает Алексей Геннадьевич.
На самом деле «Онегина» хотели привезти еще в прошлом году – не получилось: декорации просто не вмещались на сцену зала Прокофьева. Пришлось искать другую площадку. Нашли в театре драмы. К сожалению, гости увидели челябинский театр не в лучшие времена – здесь как раз начался ремонт.
– У нас в спектакле работает балерина, так мне за нее боязно, ей не позавидуешь. Челябинск всегда был культурным городом, не нужно ронять этот уровень, – добавил ложку дегтя Алексей Гуськов.
Премьера «Онегина» состоялась два года назад в столице, хотя идея посетила Алексея Гуськова гораздо раньше:
– Я работал в проекте вместе с Козаковым, где поэзия пересекалась с джазом. И тогда у меня родилась идея. Джаз – это очень демократическое искусство, имеющее потрясающие возможности импровизации. Мы встретились с Игорем: «Мне кажется, что Онегина должен озвучивать саксофон. Давай попробуем». Мы нашли режиссера Мишу Цитриняка, ему рассказали, он ушел подумать. Год думал, а потом принес сценарий. И спектакль получился необычный.
Челябинцам повезло увидеть уникальное зрелище. Артисты практически не гастролируют, тем более в регионах.
– Нас очень трудно собрать, поэтому играем редко, может быть раз в месяц. Всего отыграли спектаклей 30 и в основном в столицах – Москве, Питере. Правда, вывозили спектакль в Сочи, – уточнил Гуськов.
– Все это прекрасно, но как спектакль и весь этот блюз связан с фестивалем юмора? Вроде «Онегин» – драма, не комедия. Над кем смеетесь? – пытают журналисты.
– Над собой, конечно, – подхватывает разговор Игорь Бутман. – Юмор есть и в пушкинском тексте, и как следствие в спектакле и музыке.
– Ну понятно, Гуськов – Онегин, а ваш герой?
– Да я и сам толком не знаю, – пожимает плечами. – У всех нормальные костюмы, а меня почему-то желтый. Может мой персонаж – душа, а может какой-то сказитель, точнее исказитель, – смеется.
– Алексей Геннадьевич говорил, что выбрал джаз, потому что он подразумевает импровизацию. Импровизируете на равных?
– Конечно. Я подхватываю и развиваю эмоциональное состояние, которое он задает. Здесь нужно просто слушать партнера и публику, как она реагирует. И есть один момент в спектакле, который меня напрягает – в меня стреляют из пистолета, и что делать? Гуськов говорит: «Да ты стой и все».Однажды я решил уворачиваться от пуль, как в «Матрице», – тут же изображает. – Забавно получилось.
Кстати, в челябинском спектакле участвовал челябинский музыкант – Сергей Корчагин.
– На самом деле это не так уж просто: сыграть так, чтобы люди улыбнулись, – уверен Бутман. – Гораздо проще сделать просто джазовый фестиваль. Потом что-то такое музыкальный юмор? Ну вот Чарли Паркер мог вплести в свою импровизацию неожиданный мотив, и это получается смешно. Или Долина, которую однажды вдруг занесло на «Мурку» – тоже было смешно. Главное, чтобы это было к месту.
– А зрители этот юмор понимают? Смеются на спектакле?
– Смеются. Сами убедитесь, тем более, что уже пора, – намекает.
– Напоследок, любимый анекдот от народного артиста, – просят журналисты.
– Приличный есть только один: приходит мальчик к учителю по трубе, а учитель накануне сильно весело провел время. Объясняет: Это труба. Это раструб. Это клапаны. Это мундштук. Понятно? – Понятно. – Ну все. Теперь дуй. – Куда? – В магазин.
Фото Дмитрия Куткина
Ранее по теме:
Игорь Бутман поделился впечатлениями от встречи с Алексеем Текслером
Тэги: