Меню

Челябинцам рассказали о том, как меняют конституции в странах Запада

26.03.2020 09:30 - автор Андрей Ваганов
На брифинге, организованном Общественной палатой области, представители организации «Независимый общественный мониторинг» рассказали о международном опыте внесения изменений в Основной Закон демократических стран.
Челябинцам рассказали о том, как меняют конституции в странах Запада


Открывая встречу, исполняющий обязанности председателя ОП Николай Дейнеко рассказал о том, что в Общественную палату поступают письма с просьбой разъяснить специфику процесса внесения поправок в текст Конституции.
– Многие спрашивают и о том, как будет организована работа наблюдателей на всенародном голосовании в апреле, – отметил он. – Должен сказать, что в этой сфере у нас большой опыт. Более 4000 наблюдателей от Общественной палаты работали на выборах президента РФ, 3000 человек наблюдали за ходом выборов губернатора Челябинской области в прошедшем году. Учитывая, что на голосовании по внесению изменений в текст Конституции не будет наблюдателей от политических партий, на Общественную палату возлагается особая ответственность. Потому в этом году численность корпуса наблюдателей мы готовы довести до 10 000 человек. Каждый житель Челябинской области, дееспособный и достигший возраста 18 лет, может стать наблюдателем. Мы будем проводить отбор кандидатов, обучать, формировать мобильные группы, которые выезжают на место в случае фиксации каких-либо нарушений. Штабы наблюдателей будут организованы в крупных муниципалитетах области.
Федеральный координатор организации «Независимый общественный мониторинг» Алексей Песков представил собравшимся доклад о международном опыте организации плебисцитов по изменениям в Конституции.

image2.jpg
– Поскольку в нашей стране такое голосование проводится впервые, мы решили посмотреть, как это делается в других странах, – отметил он.
В докладе, подготовленном экспертами «НОМ», в частности, говорится, что законность того или иного конституционного строя основывается на предпосылке о том, что избиратели могут вносить в него изменения.

image1.jpg

Более того, как отмечает Венецианская Комиссия Совета Европы, все конституции, достигшие определенного «зрелого» возраста, отражают интересы не современных, а прежних поколений, при этом слишком большое сопротивление поправкам и реформам предполагает, с демократической точки зрения, сомнительный принцип «управления обществом по воле ушедших из жизни», предоставляя возможность (иногда мифическую) «отцам-основателям» диктовать в интерпретации судей и ученых ответы на политические проблемы и вызовы современности.

Как отмечают эксперты, изменения, которые вносятся в Конституцию Российской Федерации, направлены на закрепление социальных гарантий населению и корректировку отечественной правовой системы, что, естественно, будет являться отдельной темой исследований конституционалистов и правоведов.

Кроме того, эксперты констатируют, что изменения в Основном Законе страны связаны с необходимостью отражения в нем окружающей реальности и происходящих фундаментальных изменений как внутри страны, так и в мире.

Сегодня желание иметь одну стабильную, «вечную» Конституцию нереально, как бы ни хотели того сторонники одного раз и навсегда принятого Основного Закона.

Потому в Европе накоплен большой опыт организации плебисцитов по изменениям в Конституции. По подсчетам Сергея Шахрая, изменения происходят в среднем раз в 10–17 лет. Например, в США к Конституции 1787 года было принято 27 поправок. 64 статьи Конституции Бельгии 1831 года также были изменены. Во Франции с 1958 года принято 18 законов о поправках к Конституции.

Координаторы проекта также ответили на вопросы журналистов о роли организации «Независимый общественный мониторинг» в процессе обучения общественных наблюдателей.

Фото Дмитрия Куткина