Меню

Как в Челябинске создавался бульвар на проспекте Ленина

06.06.2020 08:00 - автор Сергей Таран
Бульвар на проспекте Ленина — от Свердловского проспекта до улицы Лесопарковой — место в городе уникальное. Об истории его возникновения «Вечернему Челябинску» рассказала член Союза архитекторов Генриетта Григорьевна Матвиенкова.
Как в Челябинске создавался бульвар на проспекте Ленина


Фото Дмитрия Куткина

— Проектированием бульвара, Алого Поля, парка Гагарина я занималась в институте «Челябинскгражданпроект», где проработала почти 30 лет, — рассказывает Генриетта Григорьевна. — Пришла в «Гражданпроект» молодым специалистом в 1960 году (окончила УПИ, на строительном факультете была архитектурная специальность). Успела себя зарекомендовать на преддипломной практике. И когда пришла на работу через год, меня сразу приняли на должность старшего архитектора. Это были годы, когда начинали разрабатывать серьезный градостроительный документ — генплан.

«ВЧ»: Тогда уже началась застройка западной части проспекта Ленина?

image2.jpg

— Застройка этой части, где был ЧПИ (сегодня ЮУрГУ), шла активно. Сформировался наш политехнический институт, до лесопарковой зоны намечалось грандиозное строительство справа и слева. И эти вопросы решались одновременно. В то время очень большое внимание было уделено проектированию парка им. Гагарина, потому что он был заброшен, финансирование на нуле. В конце 50-х появилась в «Гражданпроекте» группа молодых архитекторов. Среди них был Геральд Алексеевич Сыромятников. Ему предложили возглавить проектирование, связанное с озеленением нашего города и застройкой этой части. Одновременно шла наработка опорного плана для того, чтобы проектировать генплан.

image5.jpg

Архитектор Дина Берштейн, с которой долгие годы работала Генриетта Матвиенкова, писала:
«Еще в 1947 году при проектировании проспекта авторы проекта И.Е. Чернядьев, в то время главный архитектор города, и А.Б. Ривкин, руководитель архитектурной мастерской института «Челябинскгражданпроект», заложили в схеме широкую ленту бульвара и разделительную зеленую полосу от Свердловского проспекта до предпарковой площади».
«ВЧ»: Как писали в СМИ, бульвар — «романтическое начало зеленой зоны в Челябинске». Насколько это верно?

— Это совершенно правильно. У всех было единое мнение, что строить там абы что нельзя. Это место надо решить очень красиво. Более того… Мой институт УПИ в Свердловске стоит на высокой горе, на замыкании проспекта им. Якова Свердлова. А в Челябинске мы решили сразу, что не будем допускать такой ошибки — в самой западной части замыкать нашу главную магистраль каким-то сооружением. Кстати, тогда это была улица Спартака. Решили, что застройку надо вести одновременно. В генплане были заложены и реализованы идеи. Там было записано, что на замыкании нашего проспекта должно быть что-то значительное, где можно сделать главный вход в Шершневский бор — наш уникальный природный фактор.

image10.jpg
Фото из архива «Вечернего Челябинска»

image11.jpg

«ВЧ»: Бульвар был самостоятельным проектом?

— Бульвар появлялся сразу как составной элемент этой главной улицы. Потому что застройка застройкой, но в красных линиях уже тогда бульвар получился шириной 96 метров. Думали о том, что тут будет необходимость тротуара, особенно с правой стороны. Уже тогда заканчивали строительство ЧПИ, жилого квартала с гастрономом («профессорский дом»). За ним дальше шел квартал ЧПИ. Решался вопрос, как застроить этот кусочек, где теперь стоят 14-этажные дома.

Особенность работы того времени заключалась в том, что мы вместе со специалистами Союза архитекторов много раз обсуждали профессионально, как сделать правильно весь комплекс, ведущий к лесопарку. Здесь не должно быть сплошной стены, как обычно застраивают городские улицы: дом за домом, с небольшим разрывом, съездом в квартал — для обслуживания. Думали, что здесь должны быть точечные дома, которые будут максимально утопать в зелени, чтобы подвести к главному элементу — припарковой площади, которая формировалась на замыкании бульвара.

image1.jpg
Уникальный сквер на площади возле ЮУрГУ засажен елями из Колорадо. Об этом рассказывают глава Центрального района Виктор Ереклинцев и директор ботанического сада ЧелГУ Вера Меркер. Фото из телеграм-канала «Вечерка»

image9.jpg

«ВЧ»: Кто в те годы руководил проектами?

— Эту задачу Геральд Алексеевич начал решать. Когда я появилась в «Челябинскгражданпроекте», было очень много графики. Меня и еще нескольких товарищей привлекли как технических исполнителей. Идеи были, и мы их вычерчивали, нарабатывали. В частности, это был и бульвар. И параллельно думали, как застраивать часть с правой стороны. Был у нас конкурс. Я тоже в нем участвовала с проектом точечных домов, но я меньше внимания обратила, что их надо было связать. Так появились пристрои к 14-этажкам, где, например, был магазин «Книжный мир» и так далее. Бульвар практически проектировали в две стадии. Первая — технический проект. Его автором является Геральд Сыромятников. Так получилось, что у Дины Львовны Бернштейн была жилая застройка по улице Сони Кривой. У меня начинался микрорайон по улице Степана Разина за гостиницей «Челябинск». Вскоре Сыромятников уехал в Москву. Технический проект завершился, но рабочие чертежи не были сделаны. Окончательная разработка бульвара уже шла одновременно с проектированием 14-этажных зданий с пристроями — формировали улицу до Лесопарковой, считавшуюся границей, которую переступать нельзя. Там идет зеленый массив.

image8.jpg
На месте строительства бульвара. 1960 год

«ВЧ»: Что не удалось воплотить?

— В генплане 1964 года, который получил премию Совета министров РСФСР, была заложена очень хорошая идея, но мы ее так и не реализовали. Суть вот в чем: весь уникальный Шершневский массив оформить как природный лесопарк, включая часть в 16,5 га, которую занимал парк Гагарина. Предполагали, что парк станет детским сектором, а весь остальной бор, по другую сторону Калибровой (нынешняя Худякова), вплоть до бесплатного пляжа, включить в единую зону. По габаритам это территория 400 с лишним га. Если бы ей придали статус природного парка, было бы все по-другому.

А на замыкании бульвара намечалось проектирование предпарковой площади, парадной, красивой. Слева уже существовало здание, в котором размещался филиал академии архитектуры и строительства, справа находился популярный каток «Инга». А прямо был перепад от Лесопарковой около шести метров до той точки, где начиналась линия высоковольтных передач. Там должен быть какой-то вертикальный монумент. Конкурс на предпарковую площадь выиграла наша мастерская. Я ее проектировала. За первую стадию — проектное задание — получила оценку «Отличное качество». И на этом все кончилось.

image7.jpg
Вице-мэр по городской среде Александр Егоров рассказывает, как обновляют озеленение бульвара. Фото Дмитрия Куткина

«ВЧ»: Вы отметили, что тогда повезло с озеленителями?

— Дине Львовне Берштейн предложили продолжить работу над бульваром на основе того, что было сделано Сыромятниковым. Основные идеи нужно было доработать. Например, дорожки, их изгибы, ширину требовалось увязать с теми общественными зданиями, которые находились справа. Появились почта, ателье, кафе, ресторан «Уральские пельмени». Решалась организация входов-въездов для обслуживания зданий. Дина Львовна вносила некоторые коррективы в бульвар.

У нас в институте «Гражданпроект» были исключительно грамотные озеленители. Римма Константиновна Соколова, которая окончила академию имени Тимирязева, и Юлия Тимофеевна Точилкина, которая имела практический опыт работы в нашем горзеленхозе. Эти специалисты, когда началась практическая работа по реализации проекта бульвара, очень многое сделали. Все имело значение: используемый материал, декоративные приемы. Они заказывали крупномерные деревья. Их везли с Кавказа, Краснодарского края и других мест.

Соколова и Точилкина искали что-то новенькое по всей стране и, по сути, закладывали интересную коллекцию деревьев. Появились необычные декоративные кусты. Например, лавровишня, которая бывает очень красива в осенний период в бордово-желтом одеянии. Было такое единодушие — сделать что-то очень хорошее, значительное. Вроде бы, ничего особенного: бульвар — составная часть магистральной улицы, которая дублирует основной тротуар.

image4.jpg
Виктор Ереклинцев рассказывает, как будут обновлять озеленение бульвара. За его спиной видны засохшие старые ели, которые нужно менять. Фото из телеграм-канала «Вечерка»

В принципе, у нас был «Справочник архитектора», где четко было указана и ширина асфальтированных дорожек. На одного пешехода положено 0,75 м, значит, нужно 1,5 м, чтобы люди не столкнулись лбами. Сегодня об этом забывают. На бульваре озеленители очень хорошо подобрали крупномерные деревья. Появились сосна, ель, кедр. Очень удачно подобрали лиственные. Тогда мы узнали впервые яблоню Недзвецкого. Это же такое розовое облако! Цветовое оформление выполнили за счет нашего цветочного хозяйства, которое возглавлял товарищ Шарин.

К сожалению, у нас не состоялась по-хорошему ландшафтная архитектура, а вот озеленение отдельных участков было удачным. Например, группа архитекторов радиозавода сделала по Тернопольской хороший скверик. У главного входа в ЧПИ были красивые фонтаны с «одуванчиками». На Алом Поле с Теодором Мартиновичем Эрвальдом я проектировала плескательный бассейн. И туда детвора на велосипедах приезжала со всего города просто окунуться в жаркую погоду.

Куда пропали чертежи?

«ВЧ»: Генриетта Григорьевна, чертежи бульвара, которые выполнялись в вашей мастерской, сегодня продолжают вызывать интерес. Например, глава Центрального района хотел бы их увидеть, поскольку активно занимается реконструкцией бульвара. Наверное, там остались многие идеи, которые не удалось реализовать. Но документы до сих пор не найдены.

— В 2004 году появился новый генплан. Это было ужасное время беззакония. Началось монолитное строительство. У кого есть деньги — сам проектировал, не спрашивая никого. Где чертежи? Все передавались в архив «Гражданпроекта». Но только я не знаю, сохранились ли они. Потому что на тот момент институт давно развалился. Надо выяснять в нынешнем «Гражданпроекте». А тогда руководителем мастерской был Теодор Эрвальд. Организационную работу вел Борис Хасанов. Все это отражено в штампах чертежей. Самое обидное, что все наработанные идеи остались брошены. Не было денег на рабочие чертежи предпарковой площади. К 250-летию города сделали «условный вариант» и поставили готовый памятник Курчатову.

Ода яблоне

Сегодня бульвар на проспекте Ленина переживает реконструкцию. Мало того, дошли руки до разделительной полосы проспекта. Главный архитектор города Павел Крутолапов отметил:

— Сегодня на Ленина высажены яблони и кустарник. С точки зрения пешехода левая и правая сторона проспекта Ленина — это разные улицы. Деревья как бы дробят проезжую часть на две, уменьшают. Делают улицу уютной.

Долгое время разделительная полоса главного проспекта города выглядела как экспериментальная площадка для высаживания однолетних растений.

image6.jpg
Павел Крутолапов убежден, что общественное пространство не должно быть сплошным бетонным полем. Фото из телеграм-канала «Вечерка»

По словам главного архитектора, решение о том, чтобы вернуть деревья, которые там когда-то росли, далось непросто. А теперь полным ходом идут в городе озеленительные работы. А на «разделёнке» проспекта Ленина высадили яблони.

— Эти деревья — лидеры по приживаемости в агрессивной среде, — говорит Павел Крутолапов. — Когда асфальт летом на солнце нагревается до +60, ель умрет, ее не выпоить. Кроме того, ель впитывает все химические вещества, которые попадают в воздух с выхлопными газами. Яблоня хорошо выделяет кислород и — бонус — хоть и недолго, но цветет. Так что это история про цветущий Челябинск. Кроме того, яблони прекрасно поддаются формовке, так что, если правильно подрезать (речь не об омолаживающей обрезке, из-за которой сейчас так много конфликтов), яблоня, как собака, дрессируется, переучивается и начинает расти внутрь, создавая плотный шар. Важно, что в контракты заложена не только высадка, но и годовое обслуживание, так что есть гарантия, что деревья приживутся.

Благодарим Государственный архив Челябинской области за предоставленные уникальные фото.

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!