Меню

Почему жизнь садоводов в Челябинске становится дороже

10.07.2020 11:11 - автор Олег Синицын
На вопросы «Вечерки» отвечает Руслан Закирьянович Абдуллин, председатель исполнительного комитета Челябинского реготделения общероссийской общественной организации «Союз садоводов России».
Почему жизнь садоводов в Челябинске становится дороже


Фото Вячеслава Шишкоедова. Остальные фото предоставлены Р.Абдуллиным

— Руслан, каждый год из областного бюджета выделяются средства на поддержку садоводческого движения в регионе. Как расходуются эти деньги вашим союзом?

image5.jpg— Несколько лет подряд до 2017 года мы получали субсидии в размере 10 миллионов рублей. В 2018 и 2019 годах нам стали выделять уже по 20 миллионов. В этом году было заявлено об увеличении субсидий до 30 миллионов рублей. Вы спрашиваете, на что мы их будем тратить? На извечные наши проблемы: обеспечение водой, электроэнергией, вывоз твердых бытовых отходов, улучшение и строительство дорог в садоводческих товариществах.

Начнем с воды, периодичности ее подачи. С советских времен все трубы, существующие на территориях СНТ региона, ржавеют, гниют, выходят из строя. Садоводам приходится собирать дополнительные средства, чтобы их заменять. А протяженность трубопроводов в некоторых СНТ достигает 15–20 километров. До сих пор есть случаи, когда правления товариществ заменяют металлические трубы на пластиковые. Такой вариант еще хуже. Пластиковые трубы не гниют, но зимой, если в них находится вода, лопаются. Как правило, должного ухода за ними не ведется, вода на зиму не скачивается. Диаметром водопроводные трубы большие, их нельзя пустить поверху, устанавливают поближе к земле, что опять приводит к ржавлению, к износу. Происходит бесконечная замена труб. А насосы, которые подают в эти трубы воду? Дело в том, что моторы насосов регулярно выходят из строя, а СНТ не могут предусмотреть такие ситуации, им вновь приходится срочно изыскивать средства на замену моторов.

image4.jpg

— Что по электроэнергии?

— Нужно признать, что немало людей в СНТ, которые, прямо скажем, воруют электроэнергию, подсоединяются напрямую, обходят счетчики или исхитряются любым способом уйти от оплаты. Главные энергетики товариществ пытаются решить проблему ужесточением правил, заставляют прикреплять счетчики к столбам, отключают электроэнергию у крупных должников и так далее. Дело в том, что ресурсоснабжающие организации снимают показатели с одного-единственного счетчика всего СНТ. В итоге появляется такая статья расходов, как «потери электроэнергии». Подавляющее большинство исправно платит за свет, но вынуждено переплачивать еще и за недобросовестных неплательщиков. Выход я вижу в установке умных счетчиков, которые с 1 июля начали внедряться по всей России. Умный счетчик выявит, кто платит, а кто не платит, и на основании этих данных отключит или ограничит подачу электроэнергии. Энергоснабжающие организации сразу увидят, кто подключен минуя счетчики, а кто добросовестно расплачивается за свет. Будет ясно, что в зоне ответственности председателя СНТ, а что нет. Такие меры позволят перекрыть потери.

— По поводу мусора…

— Сад — это место, где происходит ремонт без конца и края. Садоводы что-то улучшают, что-то строят, что-то ремонтируют. Строительный мусор образуется в больших количествах, настолько больших, что не хватает членских и целевых взносов для вывоза всех твердых бытовых отходов. Даже несмотря на то, что регоператор по ТБО идет на особые условия, выделяет бесплатные контейнеры, рефинансирует долги и предоставляет другие преференции садоводам. Если учесть, что собираемость взносов крайне неудовлетворительная, то можно представить, как приходится выкручиваться председателям товариществ. Некоторые из них идут на хитрость — закапывают мусор в землю. Но это очень плохо для экологии, экологические законы нарушаются. С другой стороны, проблема увеличивается с каждым годом.

image1.jpg

— А что касается дорог?

— Тоже извечная проблема. Каждое СНТ мечтает асфальтировать дороги. Но асфальт — дело дорогое, только крупное СНТ может себе позволить асфальтирование. У маленьких товариществ денег на это не хватает. У них, как правило, узкие улочки, грунтовые дороги, которые разбиваются крупногабаритным транспортом. Их надо подсыпать, ремонтировать. Да еще садоводы начинают задавать вопросы: зачем я буду платить за дорогу, если мой участок в самом начале товарищества? Или: у меня вообще нет транспорта, а я — плати?

Что касается дорог, которые проложены до садоводческих хозяйств, то, например, в Челябинске городская администрация держит вопрос на контроле. Мэр города Наталья Котова встречается с председателями СНТ, выслушивает их проблемы и те вопросы, которые в компетенции города, решает. Сами дороги — нормальные, качественные. Остается открытым расписание садовых маршрутов. Все-таки люди жалуются: то маршруты ходят нечасто, то не в то время.

— А сколько СНТ в нашем городе?

— В Челябинске — 80 СНТ, а по всей Челябинской области — 864, в которых насчитывается более миллиона садоводов. Чаще всего это люди пожилые, пенсионеры. Стараются как-то и жить, и взносы платить. Что для них сад? Скорее отдых, чем возможность пополнить свои доходы. Потому что, если учесть все предвиденные и непредвиденные расходы садоводов, то это выливается в солидную сумму. То есть для многих сад становится поистине золотым!

image2.jpg

В общем и целом все сводится к одному — дороговизне. И помощь области, поддержка губернатора — как нельзя кстати.