Меню

Стоит ли переучивать левшу

18.07.2020 07:00 - автор Ирина Яббарова
Советы специалиста — в нашей традиционной рубрике «Консультация психолога».
Стоит ли переучивать левшу


Фото Дмитрия Куткина

— Ребенок еще маленький, но уже понятно, что он левша. Стоит ли его переучивать, ведь возраст еще позволяет?

На вопрос отвечает детский психолог Оксана Ледкова.

— На сегодняшний день левши составляют примерно 15 процентов населения, то есть почти каждый седьмой малыш рождается с такой особенностью. Ключевым показателем «особенности» является иная работа мозга, у левшей в большей степени развито правое полушарие. Именно оно отвечает за креативность, спонтанность, творчество и образность. Поэтому дети-левши считаются более творческими, артистичными, «нестандартными». Но в этом нет никаких отклонений от нормы, это такие же здоровые дети. Дети-правши, у которых в большей степени развито левое полушарие, обладают более развитой логикой и аналитическими способностями.

Современные исследования доказывают, что переучивание левши в правшу приносит достаточный вред и негативные последствия для ребенка. А это приводит к ухудшению не только психического, но и физического здоровья. Среди последствий могут быть головные боли, заикание, вялость, нарушение сна и потеря аппетита и т. д.

Если у родителей все же огромное желание «корректировать» своего ребенка-левшу, то это должно быть не «агрессивное» переучивание, а тактичное, мягкое развитие левого полушария мозга. Исследованиями доказано, что при равномерном высоком развитии обоих полушарий мозга вырабатываются универсальные навыки, отвечающие за память, мышление, внимание, когнитивные способности. В пример можно привести Чарли Чаплина, который даже на скрипке играл левой рукой, а писал только правой. Эти особенности не помешали ему состояться как уникальная творческая личность, скорее наоборот.

Можно уверенно утверждать, что первенство левой руки особым образом не отражается на развитии и воспитании ребенка, на его способностях и будущей карьере. Эти дети вырастают творческими, с развитым эмоциональным интеллектом и достаточно успешные в коммуникативной сфере.

Но не нужно забывать, что окружающая среда приспособлена для праворукого большинства. Следовательно, именно задача родителей состоит в том, чтобы максимально помочь своему ребенку в освоении праворукого мира и сделать жизнь ребёнка удобнее и проще.


Рекомендации для родителей:

  • Систематически напоминайте ребенку какая рука — правая, а какая — левая. Эти дети часто путают и не сразу понимают, где какая рука. В помощь будут яркие браслеты-подсказки, например, на левой руке. Так ребенку будет легче быстро сориентироваться.
  • Не торопите своего ребенка-левшу. Как правило, эти дети медленнее все делают, отвечают и думают. Кричать и торопить — бесполезно, быстрее от этого ребенок-левша не станет. Это задача родителей грамотно распределять время и научить этому своего ребенка. Например, в детский сад или школу вы выходите на 10-15 минут раньше, чтобы успеть дойти/доехать и в спокойной обстановке раздеться/переодеться.
  • Грамотно организуйте учебное пространство ребенка. Это очень важный момент. Следите за правильной посадкой за столом, за тем, как держит ручку и карандаш (кстати, в канцелярских магазинах продаются специальные письменные принадлежности для левшей). Свет и учебники должны находиться с правой стороны.
  • Не заостряйте внимание на том, что ребенок — левша. Не стоит акцентировать на этом внимание. Ребенок должен чувствовать себя «своим среди своих». Поэтому, родителям нужно постараться незаметно, мягко помогать справляться ребенку с трудностями, если они возникают. В школьном обучении обязательно напомните педагогам посадить ребенка слева за партой (первый вариант) и желательно к окну.
  • Уделите особое внимание письму. Ребенку-левше чаще других требуется направляющая помощь воспитателя или педагога в постановке правильного письма. Эти детки часто не дописывают строчку или зеркалят буквы. При переписывании текста также возникают проблемы. Признак почерка левши — легкий наклон влево или строго вертикальные буквы. Здесь важно учитывать особенности письма ребенка-левши и не предъявлять слишком высокие требования со стороны взрослых. Важно мягко корректировать и вместе делать работу над ошибками.
  • Приучайте эффективно использовать обе руки. Чем раньше вы приучите ребенка к работе обеими руками, тем легче и быстрее у него развиваются такие психические функции как мышление, память, внимание, пространственная ориентация. Здесь в помощь игры с мячом, на различных музыкальных инструментах. Те занятия и увлечения, где задействованы обе руки.
  • Не забывайте чаще хвалить своего ребенка. Чем чаще вы даете положительную оценку деятельности ребенка, тем более уверенным, самостоятельным и оптимистичным он растет и развивается.
Кстати, совсем скоро — 13 августа — Международный день левшей. Поздравляем всех, кто преимущественно пользуется левой рукой и желаем всем крепкого здоровья!


Читайте "Вечёрку" на Яндекс.Дзен и подписывайтесь на наш телеграм-канал!