Меню

Как родителям реагировать на конфликт ребенка-школьника с учителем

28.09.2020 07:00 - автор Ирина Яббарова
Об этом читайте в нашей постоянной рубрике «Консультация психолога».
Как родителям реагировать на конфликт ребенка-школьника с учителем
Фото Дмитрия Куткина

— У ребенка-подростка в школе не ладятся отношения с одним преподавателем. Учитель не скрывает своей предвзятости, а ребенок не видит авторитета в педагоге. Как можно уладить этот конфликт?

image1.jpgНа вопрос отвечает детский психолог Оксана Ледкова.

— Конфликты в нашей жизни — вещь не редкая. Сам по себе конфликт — это противоречие и разногласия, возникающие между людьми при несовпадении взглядов, установок, интересов. В школьном сообществе конфликтные ситуации возникают достаточно часто. Причем разные ситуации случаются с разными участниками образовательных отношений: ученик — педагог, ученик — ученик, педагог — родитель, ученик — родитель, педагог — педагог. Но чаще всего приходится помогать разрешать конфликтные ситуации между учениками и учителями.

Важно уметь предвидеть или предчувствовать конфликтную ситуацию. Например, вы слышите и понимаете, что ваш ребенок уже неоднократно критически высказывается о каком-либо педагоге. Расспросите своего ребенка, почему он так критически настроен. По какой причине этот учитель не нравится ребенку и т. д. На данном этапе важно как можно быстрее понять причины и разрешить их, тогда конфликта можно избежать. Но если не обращать внимание на сигналы со стороны ребенка или классного руководителя, то часто бывает поздно, конфликт разгорается, «закручивается», стороны активно обвиняют друг друга, и здесь родители обращаются за помощью к третьей стороне, так как самостоятельно разрешить конфликт уже не получается.

Основные рекомендации родителям по разрешению школьного конфликта:

Доверительный разговор с ребенком. Попытайтесь конструктивно, без эмоций и критики поговорить со своим ребенком. Ребенок должен иметь возможность высказаться и довериться вам. На этом этапе важно внимательно слушать и слышать, про что и как говорит ребенок. Можно задать уточняющие вопросы, особенно с чего начался конфликт, как возникла первая неприязнь к учителю. Ребенок должен видеть ваше участие и желание ему помочь в этой сложной ситуации. Также нужно объяснить ребенку, что в жизни периодически случаются конфликты, но тем не менее ученик и учитель — это союзники, а не враги. И если со стороны ученика нет уважительного отношения, то, скорее всего, это будет взаимно.

Беседа с педагогом. Если после разговора с ребенком ситуация не меняется, можно пообщаться с самим педагогом. Диалог должен быть продуктивным, с конкретными фактами и доводами. Если учитель говорит о неуважительном, грубом поведении ребенка или нежелании учиться, попросите обосновать, на основании чего сделаны такие выводы. На практике учителя могут показать видеофрагменты уроков или непристойного поведения или показать рабочие тетради ребенка с невыполненными требованиями/заданиями. Проговорите учителю, что вы максимально заинтересованы в мирном разрешении конфликтной ситуации, что приложите все зависящие от вас усилия, чтобы конфликт был разрешен. Со стороны родителя можно напомнить педагогу о сложном подростковом периоде, который проживает ребенок, о возрастном кризисе и личностных особенностях ребенка-подростка. Также можно уточнить, как сам учитель видит выход из сложившейся ситуации. Выслушать советы и рекомендации со стороны учителя.

Беседа с администрацией школы (завуч, директор). Этот вариант можно рассматривать, если всё вышеперечисленное не привело к мирному разрешению конфликта. Часто бывает, что свежий взгляд со стороны помогает по-новому посмотреть на суть конфликтной ситуации и помочь ее разрешить. Также во всех школах существуют так называемые конфликтные комиссии, с помощью которых разрешаются школьные споры между участниками образовательных отношений.

Конфликты — неотъемлемая часть нашей жизни. Без конфликтов и споров нет развития и поиска более верных решений в разных ситуациях. Главное — грамотно уметь разрешать конфликтные ситуации и в любом споре иметь холодную голову и контролируемые эмоции. Важно разрешать конфликты с минимальными потерями для всех сторон.

Конфликты в нашей жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу из конфликтных ситуаций, умело решая их, при этом получая бесценный жизненный опыт.

* * *

Напомним, в «Вечернем Челябинске» действует рубрика «Консультация психолога». Свои вопросы и обращения вы можете отправлять на электронную почту: vecherka-online@yandex.ru, а также по адресу: 454091, Челябинск, ул. Красноармейская, 111, с пометкой «Для рубрики «Консультация психолога».

Также свои вопросы можно оставлять в группах «Вечернего Челябинска» в соцсетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».

Читайте «Вечерку» на «Яндекс.Дзен» и подписывайтесь на наш телеграм-канал!

 

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»