Меню

Бюджет тревоги нашей

05.02.2010 13:02


Во времена великой депрессии президент Ф.Рузвельт писал: "По всей стране мужчины и женщины, забытые в последние годы в политической философии правительства, ждут от нас руководства и более справедливого распределения национального богатства".

Эти слова не потеряли своей актуальности и в наши дни. Снижение темпов роста промышленного производства, числа занятых не только на крупных предприятиях, но и в сфере обслуживания.

Рост индексов потребительских цен на все товары, по данным Федеральной службы государственной статистики, в прошедшем году достиг 108,8 процента по сравнению с 2008 годом.

Однако специалисты считают, что в реальных условиях цены и тарифы возросли выше, чем подсчитывает государственная статистика.

В этих условиях государственные власти ищут пути смягчения последствий кризиса и сохранения своих обязательств в социальной сфере.

В конце декабря прошлого года правительством области представлены в Законодательное собрание поправки в бюджет "О внесении изменений в закон Челябинской области "Об областном бюджете на 2009 год".

Для этого были достаточно веские обстоятельства. Если в 2008 году расходы областного бюджета составили 83 077,5 миллиона рублей, то в 2009 году - только 81 838,6 миллиона рублей.

И возникла необходимость корректировки расходных обязательств правительства области с учетом продолжающейся рецессии и, как следствие, медленных темпов роста основных показателей экономического развития.

Мы сравним расходы областного бюджета за два последних года и их распределение между основными распорядителями бюджетных средств, которые утверждают лимиты бюджетных обязательств подведомственным учреждениям.

В представленной таблице приведены расходы основных министерств Челябинской области в 2008 и 2009 годах в миллионах рублей;

 Министерство социальных отношений Министерство финансов. Министерство зравоохранения Министерство образования Министерство строительства 

2008 г.    12 719,1    8520,6    11 212,3    11 183,3    24 493,0
2009 г.    15 209,8    12 613,8   12 025,1  10 990,6    11 594,2
Рост (+)
Сниж.(-)  +2490,7    +4093,2    +812,8       -192,7        -12899,4


Представленные показатели свидетельствуют, что снижение расходов в 2009 году коснулось только министерства образования и науки (192,7 миллиона рублей) и министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства.

При этом увеличено финансирование министерства социальных отношений в прошлом году до 15 209,8 миллиона рублей и финансов Челябинской области - на 4093,2 миллиона рублей.

В конце декабря 2009 года губернатор области Петр Сумин на встрече с журналистами рассказал, как регион пережил кризисный год.

В частности губернатор сообщил, что одним из секретов выживаемости области явилось создание своеобразной "подушки безопасности" в размере порядка десяти миллиардов рублей, а также бюджетная ссуда федерального центра. Эти деньги позволили пережить самые трудные месяцы года.

Он подчеркнул: "Этот кризис заставил посмотреть на ситуацию по-новому и понять, что так, как раньше, мы уже не можем работать".

Весной прошлого года первый заместитель губернатора области Андрей Косилов проговорился в одном из интервью по телевидению, что "у нас есть десять миллиардов", которые он назвал "заначкой". По крайней мере всем понятно, что это такое.

Но специалистам, интересующимся бюджетными процессами, неясно, из каких источников формировалась "заначка". Или формирование доходов областного бюджета настолько "модернизировано", что простым смертным просто не понять?

А исполнительная власть не раскрывает свои секреты даже депутатам Законодательного собрания. Партийная дисциплина прежде всего.

К.Кулидж, президент США, говорил: "По тем или иным причинам даже партия, имеющая мудрое руководство, в случае длительного пребывания у власти в конце концов перестает выражать волю народа, а если она больше не выражает волю народа, она уже не является эффективным инструментом правления".

Вернее всего "заначка" сформирована из дополнительных доходов, но на эти доходы есть ограничения.

Бюджетным кодексом РФ в ст. 232 определены цели, на которые используются дополнительные доходы, полученные бюджетом субъекта РФ сверх доходов, утвержденных законом области о бюджете в 2008 году.

Дополнительные доходы могут быть направлены только на уменьшение дефицита и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета.

Для достижения указанных целей уполномоченным исполнительным органом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись в соответствии с п. 1 ст. Бюджетного кодекса.


Пунктом 2 ст. 232 установлено, что в случае необходимости использования дополнительных доходов на иные цели необходимо внесение изменений и дополнений в закон о бюджете области.


Чудны дела твои, Господи.