Уроки в школах отменяются?
В преддверии 1 сентября в Челябинске стал всерьёз обсуждаться вопрос об отмене классно-урочной системы в школах. В редакцию звонили педагоги и родители, спрашивая, правда ли, что в нашем городе в новом учебном году будет проводиться эксперимент.
Согласно ему учителя якобы перестанут вызывать детей для ответа к доске, а будут обучать какими-то другими методами.
- Это не правда! – такой ответ автор этих строк получил и в городском управлении по делам образования, и в министерстве образования и науки Челябинской области. Однако, как оказалось, разговоры имели под собой некую почву.
Дело в том, что классно-урочную систему, когда дети только и делают, что сидят за партами и отвечают на вопросы учителя, этим летом раскритиковал вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. В одном из интервью он сказал, что такая система для нашей страны не подходит и придётся её менять: «Педагог должен организовывать групповую работу.
У нас же в привычке так называемый фронтальный принцип, когда каждый отвечает по очереди и не возникает никаких споров. Ребята не умеют работать вместе, а в жизни без этого навыка далеко не уйдешь.
Групповая работа необходима. Совместные эксперименты по физике, биологии, химии нужны.
Сегодня мы ставим вопрос перед ребенком и ждем правильного ответа. А оценивать надо не истину ответа ученика, а его способность к рассуждению.
То есть, грубо говоря, ошибка школьника должна радовать учителя даже больше, чем правильный ответ. Но только если ребенок может пояснить, почему у него именно такая точка зрения, пусть и неверная в данной ситуации...»
Идея вообще-то не новая. И во многих челябинских лицеях и гимназиях работа в группах уже давно ведётся.
Одним из первопроходцев в этом деле была школа № 104, известная как ЮНЕСКО. В ней ещё десять лет назад в классах расставляли парты не как обычно, одна за другой в три ряда, а по четыре вместе, рассаживая учеников, как за большими квадратными столами группами.
Сейчас методы совместной работы взяли на вооружение во всех учебных заведениях города – кто-то использует их больше, кто-то меньше. Однако совсем отказываться от классно-урочной системы никто, конечно же, не собирается.
ДЛЯ СПРАВКИ
В этом году 10 тысяч 300 юных челябинцев впервые сядут за парты. В прошлом году первоклассников было чуть меньше – 9 тысяч 613 человек.
А вот с выпускниками школ ситуация противоположная – их количество уменьшается. В 2008/2009 учебном году в городе было 6 тысяч 184 одиннадцатиклассника, в 2009/2010 планируется 5 тысяч 613 человек.
Вообще же в этом году общеобразовательные учебные заведения города станут посещать 92 тысячи 500 школьников – это на 200 человек больше, чем в прошлом учебном году.
И ещё об одном поводе для разговоров. На прошлой неделе президент России напугал старшеклассников.
Рассуждая о плюсах и минусах ЕГЭ, он заметил, что сейчас абитуриенты «подают заявления в разные институты, в разные университеты, причем некоторые - десятками». Дмитрий Медведев предложил дать поручение Министерству образования и науки определить предельное количество высших учебных заведений, куда можно рассылать заявления.
Ребята, которым предстоит поступать в институты в следующем году, расстроились. Как показала практика, большинство челябинцев этим летом заявления тоже подавали если и не в несколько вузов, то на несколько факультетов, чтобы хоть куда-нибудь взяли.
Это, как вы понимаете, увеличивало шансы. Однако высшие учебные заведения взвыли: итогом всего стали гигантские очереди в приёмные комиссии и неразбериха при зачислении, когда не было понятно, рассчитывать ли на того или иного абитуриента или он решил остановить выбор на другом вузе.
Даже термин появился - образовательный туризм. Вот ему президент и предложил «поставить аккуратный барьер».
Чиновники от образования уже официально ответили Дмитрию Медведеву. По их мнению, предельное количество высших учебных заведений, скорее всего, определять не стоит, а вот процедуру зачисления в вузы можно изменить.
Чтобы избежать неразберихи, в приказы о зачислении нужно включать только тех, кто принёс подлинники документов, а не ксерокопии. Так что сегодняшние одиннадцатиклассники могут вздохнуть свободно – образовательный туризм, скорее всего, не отменят, правда, сделают его менее выгодным.