Меню

«Грабли» для ЕГЭ

17.10.2014 10:43 79 (11791)


«Вечерний Челябинск» открывает новую постоянную рубрику «Слово депутата». В ней, специально для читателей газеты, депутаты разных уровней будут говорить с вами по самым актуальным и злободневным темам. Но это не будет монологом. Через нашу газету у вас есть возможность задавать вопросы, которые мы непременно переадресуем гостям рубрики. Итак, поехали… Первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию Владимир Бурматов анализирует нововведения кампании ЕГЭ-2015.

На днях Рособрнадзор открыл экзаменационную кампанию ЕГЭ 2015 года. Стало известно, что досрочный этап госэкзаменов будет продолжаться с 23 марта по
24 апреля, а основной этап начнется 25 мая.

Однако большинство наших граждан волнуют вовсе не сроки, которые почти не меняются год от года. Их волнует то, как многочисленные нововведения в госэкзамене, принятые в этом году, скажутся на результате ЕГЭ конкретного выпускника. К сожалению, многие уже потеряли счет нововведениям, поэтому ответить на этот вопрос не может, наверное, почти никто. Какие же сюрпризы несет нам госэкзамен в этом году?

Первое — это возвращение школьного сочинения. Отличная президентская инициатива, на которой настаивали и учителя, и эксперты, — одна из немногих возможностей проверить способность школьника рассуждать, анализировать, излагать свои мысли, делать выводы. Увы, с реализацией идеи дело обстоит гораздо хуже, чем с идеей как таковой. Главная претензия — сроки, в которые Министерство образования загнало школьников и учителей. За последние годы школьники уже порядком забыли, что такое сочинение. Они готовились к традиционному «трехчастному ЕГЭ». Но когда критерии оценки сочинения и другие условия появились буквально накануне этого «предварительного экзамена», в итоге выпускникам приходится перестраиваться, а то и нанимать дополнительных репетиторов, чтобы «потренироваться сочинять». Понятно, что это не добавляет определенности в избыточно неспокойный, нервный и местами истерический ЕГЭ.

Масла в огонь подливают новости о том, что критерии оценки сочинения будут меняться год от года (на что настраивать выпускников учителям, к чему готовить?), о том, что вузам дадут право оценивать сочинения самостоятельно и по своим критериям (как абитуриенту угодить и тем, и этим?), о том, что грамотность оцениваться вообще не будет (это заявление Ливанова вообще стало хитом и породило массу вопросов к компетентности министра и министерства) и тому подобные. В итоге из отличной идеи вернуть сочинение на ровном месте получилась очередная истерика в СМИ и нервотрепка для школьников.

А всего-то требовалось четко сформулировать правила на полгода раньше, чтобы и учителя, и ученики успели подготовиться. Но, судя по всему, для чиновников Минобразования лето — это святое, порой своих отпусков они жертвовать не хотят, а нервы школьников — совсем другое дело: молодые, еще и не такое стерпят, крепче будут. Такое затягивание сроков и неразбериха, которой можно было бы избежать, — это первая ошибка Минобразования при организации кампании ЕГЭ-2015, от которой мы предостерегали ведомство еще весной. К сожалению, безрезультатно. Уверенный шаг в сторону увесистых «граблей» Минобром сделан.

Второе нововведение 2015 года — отмена тестовой части ЕГЭ. Часть «А» контрольных измерительных материалов по ряду предметов, называемую в народе «угадайкой», критиковали и требовали отменить многие, в том числе депутаты. Это было едва ли не основной общей претензией к ЕГЭ. Часть «А» отменили, и это повлекло изменение КИМов и баланса между заданиями. В этом факте нет ничего особенного, кроме того, что выпускники последние два года готовились по старым КИМам, и такие новшества на экзамене могут стать для них сюрпризом, способным повлиять на итоги вне зависимости от уровня знаний.

В этой ситуации можно было создать открытый банк заданий ЕГЭ 2015 года: прорешать тысячи вариантов невозможно, а вот попробовать свои силы на актуальных КИМах — вполне. Минобр от идеи отказался, но мы предложили ее вице-премьеру Ольге Голодец. Предложение поддержали, и даже Министерство согласилось: «открытому банку заданий — быть». Но его нет до сих пор. Причина, по моему мнению, проста: открытый банк заданий ЕГЭ убивает сразу несколько видов коррупционного бизнеса вокруг госэкзамена. Будут уничтожены многочисленные сайты, торгующие «актуальными» заданиями, прекратится многомиллионный бизнес чиновников от образования, издающих «решебники» под грифом подведомственных им организаций, схлопнется бизнес многочисленных контор, занятых «гарантированной» подготовкой к ЕГЭ. Кому-то очень не хочется терять доходы от этого, поэтому, видимо, открытого банка заданий ЕГЭ мы не увидим никогда, несмотря на положительную оценку этой идеи на уровне руководства ведомства, а коррупционная составляющая будет сопутствовать единому госэкзамену и дальше.

Третье новшество этого года — разделение экзамена по математике на «базовый» и «продвинутый» уровни. Вряд ли оно несет в себе какие-то потенциальные проблемы для школьников. Скорее наоборот, поскольку является явной реакцией Минобразования на падение качества преподавания предмета и успеваемости. 2014 год, когда результаты ЕГЭ по русскому и математике оказались настолько плохими, что пришлось существенно понижать нижнее пороговое значение баллов, чтобы не оставить значительную часть выпускников без аттестатов, научил чиновников: падает качество подготовки — снижай требования. По мне, лучше бы качество подготовки повышали. Мы же все-таки за конкурентоспособность нашего образования, а не за его деградацию. Но в Министерстве решили, что лучше будет упростить.

Здесь, кстати, чиновники от образования опять наступили на забытые грабли. Падение качества подготовки и провал выпускников на ЕГЭ по русскому и математике — прямое следствие наступления Минобра на педагогические вузы, их массового закрытия, слияния и реорганизаций. Когда это процесс начинался после очередного мониторинга вузов, мы требовали вывести педвузы в отдельную категорию, не уничтожать их и оценивать по особым критериям. Последствия игнорирования наших предупреждений мы можем наблюдать уже сейчас.
Четвертое нововведение ЕГЭ-2015 — устная часть экзамена по иностранному языку. Здесь вопросов гораздо больше, чем ответов. Судя по всему, все будет проходить методом проб и ошибок, и на выпускниках этого года Министерство образования поставит своеобразный эксперимент, итоги которого неочевидны. Неочевидно и то, как этот эксперимент скажется на баллах нынешних одиннадцатиклассников.

Какой может быть вывод из этого? Кампания ЕГЭ-2014 ничему не научила Минобр. Госэкзамен в прошлом году стал самым дорогим в истории: он обошелся налогоплательщикам в 1,2 млрд рублей вместо обычных 300 млн. Он стал и самым бестолковым и нервным: СМИ сообщили о девятикратном росте количества самоубийств школьников на фоне стрессов, даже несмотря на то что средний балл выпускников остался прежним. Все недостатки прошлой кампании мы видим и сейчас, но в больших масштабах. Неопределенность и сумбур возросли, коррупционные факторы остались на месте, истерика нагнетается задолго до экзамена, денег на пиар ЕГЭ тратят столько, что на них можно было бы посадить психолога в каждый пункт приема экзамена и сохранить здоровье, а то и жизнь десяткам выпускников. Иными словами, было бы желание, а испортить можно любое доброе начинание — будь то возвращение сочинения или отмена пресловутой «угадайки». Все же будем надеяться, что весной будущего года выпускникам и их родителям не придется наступить на «грабли», старательно расставленные чиновниками Минобразования. Мы постараемся этого не допустить.