Меню

Говорит и показывет ЦИК

19.01.2007 00:00 9 (10644)
Центральной избирательной комиссии во время предстоящей думской и президентской кампании придется стать главным шоуменом. В среду ЦИК утвердил бюджет информационно-разъяснительной работы в размере 200 миллионов рублей — в полтора раза больше, чем в 2003 – 2004 годах. Но интерес избирателей к выборам не гарантирован.


Центральной избирательной комиссии во время предстоящей думской и президентской кампании придется стать главным шоуменом. В среду ЦИК утвердил бюджет информационно-разъяснительной работы
в размере 200 миллионов рублей — в полтора раза больше, чем в 2003 – 2004 годах. Но интерес избирателей к выборам не гарантирован.

Центризбирком надеется, что явка на предстоящих федеральных выборах депутатов Госдумы и президента будет не меньше, чем в 2003 — 2004 годах. Хотя теперь порог явки избирателей отменен, а выборы состоятся при любой активности. Избирком сделает все возможное, чтобы люди пришли на избирательные участки.
ЦИК одобрил проект программы информационно-разъяснительной деятельности в период подготовки и проведения федеральных избирательных кампаний в 2007 — 2008 годах. Из бюджета страны на агитацию избирателей выделено 200 миллионов рублей, что в полтора раза больше, чем в 2003 — 2004 годах. «Основная цель программы — обеспечить наиболее полное информирование избирателей об их правах, предоставить исчерпывающие сведения о партиях и кандидатах с тем, чтобы граждане сделали осознанный выбор», — пояснил глава Центризбиркома Александр ВЕШНЯКОВ. Он считает, что удастся привлечь внимание граждан к выборам, и пообещал, что «по результатам работы активность участия избирателей будет не меньшей, чем на выборах 2003 — 2004 года».
Доверять просветительскую работу кому попало ЦИК не будет. «На реализацию программы выделены солидные средства, многие работы, такие, как проведение социологических исследований, выработка рекомендаций и их сопровождение, будут осуществляться на конкурсной основе», — пояснил Вешняков. Судя по его словам, тендеры еще не начались. Он добавил, что ряд работ потребует «проведения специальных конкурсов среди СМИ». Хотя в том, что избирательная кампания станет темой номер один на телевидении и в печатных изданиях, глава избиркома ни секунды не сомневается.
В этот предвыборный период избирательная комиссия собирается более полно использовать и возможности Интернета. По словам Вешнякова, на сайте ведомства появятся информационные программы и познавательные игры, в первую очередь ориентированные на молодых избирателей.
В остальном же новшеств никаких не предвидится. Средства, как сообщается в программе, пойдут на «социологические исследования и аналитическое сопровождение избирательного процесса, использование медиаресурсов и новых технологий в процессе информационно-разъяснительной деятельности, обучение организаторов выборов и других участников избирательных кампаний, размещение наглядной, уличной агитации, подготовку специальных учебных фильмов, в том числе многосерийного исторического фильма о выборах в России».
Эксперты не уверены, что ЦИКу удастся сохранить уровень явки избирателей (55,75% на думских выборах в 2003 году и 71,31% на президентских). И дело здесь не в программе избиркома, а в самих участниках и характере российской политической ситуации. «В хороший театр идут, если там есть хорошие актеры, а не просто в театр», — считает директор Независимого института выборов Александр ИВАНЧЕНКО.
Чтобы избиратели устроили аншлаг на избирательных участках, «нужна другая конструкция политических партий, чтобы они стали интересны избирателям», пояснил эксперт. В том, что россияне без особого энтузиазма относятся к предстоящим выборам, стоит винить в первую очередь именно сами политические силы, поскольку они «скрываются от публичных форм работы партий, поэтому явка падает». В итоге обязанность рассказывать избирателям, насколько интересно и важно принять участие в голосовании, легла на Центризбирком. «Партии не слушали ЦИК, когда он говорил, что не надо отменять явку, надо быть осторожными с графой «против всех». А отдуваться придется ЦИКу. Но там не так много и денег, и сил, чтобы решить эту общенациональную задачу», — полагает Иванченко.
Тем не менее выделенный бюджет все же не копеечный, и при грамотном подходе можно провести эффективную агитационную кампанию. «Это, конечно, не газпромовские бюджеты на PR в десятки миллионов долларов в год, но сумма вполне адекватная, сопоставимая с рекламным бюджетом крупной транснациональной корпорации, продвигающей лидера продаж», — оценил расходы ЦИКа управляющий партнер «Группы Коммуникатор» Виктор МАЙКЛСОН. По его оценкам, «при эффективном использовании — качественной образовательно-пиаровской программе, да без откатов — такой бюджет мог бы реально сдвинуть «потребительские предпочтения» и повысить явку на проценты, если не на десятки процентов».
По материалам gazeta.ru.