Меню

*****

ДЕСЯТЬ ЛЕТ НА НЬЮ-ЙОРКСКОЙ БИРЖЕ

27.11.2006 00:00 223 (10611)
В ноябре компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») отметила 10-летний юбилей выхода на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE). «ВымпелКом» стал первой российской компанией, заявившей ...
ДЕСЯТЬ ЛЕТ НА НЬЮ-ЙОРКСКОЙ БИРЖЕ

В ноябре компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») отметила 10-летний юбилей выхода на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE). Это событие вошло в экономическую историю нашей страны. Знаменательно оно тем, что «ВымпелКом» стал первой российской компанией, заявившей о себе на NYSE после почти 90-летнего перерыва. Корреспонденту «Вечерки» в рамках празднования юбилея удалось побывать на телемосте Москва — Нью-Йорк и в режиме реального времени наблюдать, как генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов ударил в колокол Нью-Йоркской биржи и тем самым открыл торги в этот торжественный для компании день.

Рубрику ведет Евгения ДЕСЯТКИНА
des@vecherka.uu.ru

Шум на этаже

Юбилейный день начался для региональных журналистов очень рано. «Чтобы попасть на утренний рейс из Челябинска в столицу, нужно встать около четырех часов ночи. А каково коллеге из Красноярска?» — думала я, когда нас, девятерых избранных представителей регионов, собрали вместе в холле московской гостиницы и раздали планы на день. Первым пунктом значилась экскурсия в офис компании «Тройка Диалог».

«Тройка Диалог» является лидером на российском рынке в сфере инвестиционных услуг. Среди ключевых клиентов — «ВымпелКом», «Северсталь», Трубная металлургическая компания, «СУАЛ-холдинг», «Вимм-Билль-Данн», «Славнефть», а также крупные международные компании, такие, как Telenor, EFES, International Paper и другие.

Своим торговым залом (вернее, trading-floor — дословно «торговый этаж, площадка») в «Тройке Диалог» гордятся, ведь он крупнейший в Восточной Европе. В большом помещении работают несколько десятков человек — трейдеров. Это в основном мужчины, но есть и несколько женщин. Перед каждым — по два-три монитора и столько же телефонов.

В «час пик», когда идут торги, находиться в зале невозможно. Одни специалисты принимают звонки и сообщения по Интернету от клиентов и тут же кричат коллегам, чтобы они «оформили» сделку: купили или продали акции… Только диву даешься, как они понимают и, самое главное, слышат друг друга.

Переворота не будет

Набравшись впечатлений, идем беседовать со старшим аналитиком компании «Тройка Диалог», знатоком телекоммуникационного рынка Андреем Богдановым.
Мобильный бизнес, по словам аналитика, самый чистый бизнес в России.

Создавался он в то время, когда государство о нем не думало и не видело перспектив. А когда спохватилось, было уже поздно. Поэтому, говоря простыми словами, все компании сотовой связи живут хорошо и стоят дорого. Например, «ВымпелКом» создавался с нуля и сделал богатыми своих акционеров. Покупать акции этой и других компаний мобильной связи имеет смысл и сейчас (исключение — «МегаФон», так как это не публичная компания, ее акций просто нет на рынке, но, несмотря на это, компания тоже очень успешно развивается).

Потеснить МТС, «Билайн» и «МегаФон» в «большой тройке» в ближайшее время вряд ли кому-то удастся. Таковы экономические законы: когда три компании делят между собой такую большую долю рынка — почти 90 процентов, вход туда другим компаниям очень затруднен. Единственная возможность — найти свою нишу, как это сделали «Скайлинк» (дешевый мобильный Интернет) или «Теле2» (связь эконом-класса).

Но в любом случае переворота на рынке мобильной связи они не произведут. Многочисленные региональные операторы также не смогут претендовать на место в «большой тройке», только если не сольются с одним из ее участников.

Первое включение

Узнав все о телекоммуникационном рынке в России, двигаемся дальше — в бизнес-клуб «Собрание», что в саду «Эрмитаж». Здесь нас ждет телемост с Нью-Йорком. В столице России уже близится вечер, а в «финансовой столице» Америки еще утро. Именно там сейчас находится генеральный директор «ВымпелКома» Александр Изосимов.

Первое включение: Нью-Йоркская фондовая биржа, руководство компании у главного символа NYSE — биржевого колокола. Ровно в 9.30 по местному времени Александр Изосимов звонит в него и тем самым открывает торги в этот юбилейный для компании день. Что творилось там ровно десять лет назад, можно узнать из старых газет.

«Незадолго до торгов слегка обалдевшие брокеры смотрели на русских танцоров и танцовщиц, пляшущих прямо на торговой площадке биржи. Так компания-новобранец знакомила деловой мир со страной происхождения. Но главное шоу началось с первых же минут открытия торгов. В 9.34 стоимость акций «ВымпелКома» подскочила на 5 долларов, через пять минут — еще на 2 доллара. Общий прирост к концу дня — 8 долларов, чего здесь давно не видели». («Русские пляски на Уолл-стрит». «Известия», 19 ноября 1996 года)

«Золотая» трубка

После первого включения собравшимся в московской «студии» показали фильм об истории «ВымпелКома».
— В ноябре 90-го в радиотехническом институте мы открыли первую частную «лавочку» с хорошим советским названием — КБ «Импульс», которая вскоре стала одним из учредителей «ВымпелКома», — рассказал один из основателей и почетный президент компании Дмитрий Зимин. — Через год был подписан протокол о намерениях между ЦНПО «Вымпел» и американской фирмой Plexsys.

В нем декларировалось желание создать два совместных предприятия: одно по производству аппаратуры сотовой телефонии, другое — операторское. На «советскую сторону» возлагалась задача получения лицензии в Москве на систему, приносящую доход, способную обслуживать до 600 (!) абонентов.

В начале 1992 года начала работу первая в России и Европе экспериментальная сеть. Появление на улицах Москвы человека со звонящим карманным телефоном (пока еще сотрудника КБ «Импульс») собирало толпу. Люди кричали: «Где достал? Где купить?» Это были первые карманные сотовые телефоны в России. Через несколько месяцев появляется ЗАО «ВымпелКом». Компания получает лицензию на продажу телефонов. Стоила одна трубка в то время 5000 долларов.

Время активных абонентов

Второе включение: топ-менеджеры компании находятся уже в пресс-центре NYSE и готовы отвечать на вопросы журналистов, в том числе и присутствующих в московской «студии». Первым слово взял Александр Изосимов.

— Наш успех проложил путь на международные фондовые биржи многим другим российским компаниям, — сказал он. — Но выход на биржу сыграл решающую роль в развитии самого «ВымпелКома». Котировка на NYSE обеспечила нам доступ к международным рынкам капитала и позволила получить деньги на развитие сотовой связи в России.

За прошедшие десять лет капитализация «ВымпелКома» выросла с 500 миллионов до более чем 12 миллиардов долларов. При этом только за последние два года стоимость компании увеличилась в три раза. Считаю, что в ближайшие два-три года капитализация «ВымпелКома» вырастет еще в полтора раза и мы попадем в список 500 самых дорогих компаний, который ежегодно составляет одно из самых авторитетных финансовых изданий в мире — газета Financial Times.

Даже в такой торжественный день журналисты не могли оставить руководство компании без неприятных вопросов. Главным из них была просьба прокомментировать отток абонентов «ВымпелКома» за последний квартал. Как ответил Александр Изосимов, сейчас, когда число абонентов сотовой связи в России превысило количество ее жителей, такой показатель, как число абонентов, перестал быть показателем качества работы.

Сегодня многие люди имеют по нескольку сим-карт разных операторов и не пользуются ими. Поэтому теперь гораздо важнее количество активных пользователей, а это число у «ВымпелКома» постоянно растет. По мнению Изосимова, в ближайшие годы бизнес компании будет расти благодаря тому, что люди станут больше общаться с помощью мобильной связи. Эта тенденция наблюдается уже сейчас.


ПО КОМ ЗВОНИТ КОЛОКОЛ

 

Нью-Йоркская фондовая биржа ведет свою историю с конца XVIII века. Это старейшая и крупнейшая биржа в Америке, где котируются акции самых известных мировых корпораций. В их числе IBM, General Electric, McDonalds, J.P. Morgan, Wal-Mart… Биржевой колокол — ее неотъемлемый символ. Первый звонящий инструмент появился на бирже в 1870 году, когда один из участников торгов привез из Китая медный гонг и предложил установить его перед старым зданием. В гонг ударяли перед торгами и после их завершения, извещая участников о начале и конце биржевого дня. Когда в 1903 году биржа переехала в новое здание, специализированной компании G.S. Edwards заказали четыре медных «тарелки» полуметрового диаметра (по одной на каждую торговую площадку). В конце 80-х понадобился еще один экземпляр, но оказалось, что никто уже не производит колоколов такого размера, способных издавать столь же громкий и чистый звук. После долгих переговоров G.S. Edwards согласилась сделать точную копию старых гонгов и вызвала на работу давно ушедших на пенсию сотрудников. После того как на NYSE появился пятый колокол, четыре его собрата были обновлены, а самый старый и громкий из них помещен на деревянную платформу. С тех пор старейший колокол — главный символ биржи — возвышается над торговой площадкой и звонит только по особым случаям: в честь новичков (компаний, размещающих свои акции на NYSE впервые) и юбиляров. 15 ноября 2006 года в 9.30 по нью-йоркскому времени (в Челябинске было 19.30) биржевой колокол вновь звонил в честь «ВымпелКома».

Поделиться

 



Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»


in_other